Выручка «Стокманн» от продаж в России сократилась на 15%
За первые полгода 2014 года «Стокманн» заработал в России €145,5 млн — на 15% ниже, по сравнению с тем же периодом прошлого года. На операционном уровне российский бизнес и вовсе генерирует убыток: в январе – июне он составил €17 млн (операционный убыток компании в Финляндии за то же время — почти €37 млн). Полугодовая выручка в рублевом выражении в целом была на уровне 2013 года, но при пересчете в евро сказались курсовые разницы, говорится в отчете. Рубль не единственная валюта, которая отразилась на показателях финского ретейлера. Компания ведет бизнес в 16 странах, в основном в Скандинавии, странах Балтии и центральной Европе. На выручку «Стокманна» также оказало влияние колебание норвежской кроны, шведской кроны и других валют относительно евро.
«Рыночные условия в России остаются непростыми, а российский рубль —слабым, дальнейшее экономическое развитие страны также не ясно», — приводятся в отчете слова главного исполнительного директора «Стокманна» Ханну Пенттиля.
Компания еще раз подтвердила планы закрыть более 20 одежных магазинов Seppala в России, которые входят в ее модный дивизион, об этом решении сообщалось еще в конце прошлого года. В 2013 г. Stockmann успел сократить число этих магазинов с 44 до 36. В течение II квартала 2014 года Seppala закрыла 10 магазинов, из которых 7 находились в России, 2 — в Финляндии и еще один — в Эстонии. Выручка Seppala упала на 21,5% в течение полугода. За весь 2013 год выручка одежных магазинов этого бренда снизилась на 18% на всех рынках.
По данным на 30 июля 2014 года, у ретейлера в России работало семь универмагов «Стокманн», один торговый центр (ТК «Невский центр» в Санкт-Петербурге), 25 одежных магазинов Seppala и 22 — Lindex (еще один одежный бренд финского ретейлера).
Эффект санкций
Последствия геополитического кризиса на Украине, в частности международные санкции против России, также оказывают существенный негативный эффект на бизнес компании в России, говорится в отчете.
Компания особо отмечает, что торговые санкции США и ЕС и ответные меры со стороны России могут негативно повлиять на ее бизнес. Значительная часть товаров, которые ретейлер продает в России, имеет импортное происхождение, поэтому недавний российских запрет на импорт продуктов питания из ряда стран, которые ввели антироссийские санкции, может серьезно ослабить позиции компании на российском рынке.
Еще до публикации квартального отчета 30 июля, компания подготовила презентацию, посвященную текущему состоянию ее бизнеса в России, приуроченную к российско-финскому саммиту в городе Сайма. В частности, в ней отмечались возможные эффекты так называемого «третьего раунда» санкций Евросоюза для бизнеса западных компаний на российском рынке. В числе самых негативных последствий назывались ослабление рубля, возможные перебои в поставках товаров, закрытие границ, бойкоты западных компаний и их продукции в самой России, ограничения различных операций (в качества примера в презентации приводились случаи с платежными системами Mastercard и Visa, дополнительно создаваемые трудности для ведения бизнеса в России, такие как рост проверок аудиторов и сложности в получении лицензий и др.).
Выход из Украины
Еще в 2013 году «Стокманн» публиковал результаты по России, складывая их с показателями своего украинского бизнеса. В 2013 году на долю России и Украины вместе пришлось около 17% выручки ретейлера.
Первый магазин под брендом Seppala на Украине «Стокманн» открыл в 2008 году. К экспансии на украинский рынок, по словам Юсси Куутса, директора по развитию Stockmann Group, компания готовилась два года, писал в прошлом году российский Forbes. В 2012 году ретейлер принял решение покинуть Украину и сосредоточиться на бизнесе в Финляндии и России. На тот момент у компании было два магазина Seppala — в Киеве и Харькове. Планы открыть универмаг «Стокманн» на Крещатике остались нереализованными. На запрос РБК о том, остались ли у компании активы на Украине, «Стокманн» на момент публикации не ответил.
За первые шесть месяцев 2014 года выручка всей группы «Стокманн» упала на 8,6% в годовом исчислении — до €890,9 млн, операционный убыток ретейлера составил €40,3 млн, увеличившись почти в 9 раз к уровню прошлого года. Еще в апреле компания ожидала, что операционная прибыль в нынешнем году «не превзойдет» €54,4 млн, заработанные в 2013 году, но сейчас прогнозирует, что этот показатель будет «значительно слабее».
Глобальные последствия
«Стокманн» — не единственный ретейлер, свернувший планы из-за украинского кризиса и его последствий.
В марте немецкий Metro заявил, что по этим причинам откладывает подготовку IPO 25% своей российской «дочки» Metro Cash&Carry Russia. Ретейлер планировал размещение на Лондонской фондовой бирже и рассчитывал привлечь в ходе листинга как минимум €1 млрд, весь бизнес немецкой компании в России оценивался аналитиками на тот момент в €4-7,5 млрд. IPO было намечено на первое полугодие 2014 года. На телефонной конференции после обнародования квартальных результатов 31 июля гендиректор Metro Group Олаф Кох говорил, что размещение российского подразделения не гарантируется и может произойти только после изменения ситуации, в том числе политической.
Другая немецкая компания — одежный ретейлер Adidas из-за экономической ситуации в России решил ограничить экспансию на местный рынок. Гендиректор Adidas Group Херберт Хайнер заявил газете «Ведомости» в начале августа, что в текущем году компания откроет 80 магазинов двух брендов (Adidas и Reebok) в России вместо запланированных 150. Планы на 2015 год также были урезаны — 80 магазинов вместо 150. Таким образом, к концу 2014 года у Adidas Group будет около 1100 магазинов в России и около 1200 — к концу следующего, посчитали «Ведомости».
Алена Сухаревская