Рост цен промышленных производителей скажется на инфляции
Существенный рост зафиксирован в секторе добычи полезных ископаемых — 9,1% с начала года по конец июля. В июле резко — на 12,3% — выросли цены на природный газ и газовый конденсат, чуть меньше — на 10,6% — на сжижение газа для транспортирования. Одновременно на 3,9% подешевели цены на минеральное сырье для химической промышленности и производства удобрений. В обрабатывающем секторе цены с начала года выросли на 5,8%. Сильнее всего подорожал сухой газ — на 34%.
В среднем за июль цены выросли на 1,6%, в июле прошлого года рост составлял 2%. Замедление темпов роста продиктовано в том числе заморозкой тарифов естественных монополий, говорит Дмитрий Полевой из ING.
Аналитики отмечают, что существенный рост цен производителей в этом году связан с ослаблением курса рубля в первой половине этого года. Сначала это было связано в том числе с оттоком капитала из развивающихся стран, затем усугубилось на фоне «крымской кампании». Второй фактор — существенный рост оптовых цен на энергоносители, которые сильно зависят от мировых цен.
«Было ослабление курса рубля, и все производители подняли свои цены. Плюс было ожидание роста цен на импорт. Это тоже очень сильно стимулировало спрос. Не только импортеры, но и производители отечественной продукции, особенно в тех случаях, когда шла речь об использовании импортных комплектующих, подняли цены», — поясняет завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «Запрет на импорт свинины в начале года также оказал влияние на цены производителей», — добавляет Дмитрий Полевой из ING.
По итогам года рост цен производителей может составить около 10%, прогнозирует Полевой. В общем индексе цен производителей существенную долю занимают цены на нефть и нефтепродукты, «они ведут себя достаточно волатильно, в том числе за счет изменения глобальных цен и курса рубля», поясняет он.
Рост цен производителей станет еще одним фактором, который может повлиять на рост продовольственной инфляции наряду с ограничением импорта продукции. «Ограничение на импорт — фактор того, что цены будут расти в секторе пищевой промышленности. Думаю, что другие отрасли не останутся в стороне», — не исключает Цухло. «Запрет на импорт может подпитать инфляцию через цены производителей, ведь часть нашей продукции производится из импортного сырья», — соглашается Полевой.
Прогноз по инфляции по итогам года от ING — 6,5–7% — скорее всего, будет пересмотрен и будет выше 7% «после решений по введению налога с продаж и запрета на импорт», не исключает Полевой. Действующий прогноз по инфляции от Минэкономразвития — 5,5–6,5% по итогам года — его ведомство пока не планирует пересматривать, сказал 12 августа министр Алексей Улюкаев. ЦБ ожидает, что инфляция по итогам года составит 6–6,5%.
Яна Милюкова