Родственники задержанных на Украине десантников создали оперативный штаб
«Не волнуйся, мы же не на Украину»
Во вторник родственники десантников дислоцированного в Костроме 331-го гвардейского полка 98-й дивизии ВДВ встретились с командованием части, чтобы узнать о судьбе своих близких. По их словам, на встречу пришли члены семей почти всех девяти десантников, имена и фотографии которых были обнародованы украинскими спецслужбами днем ранее. После разговора с начальством родственники нескольких бойцов встретились с корреспондентом РБК и рассказали, что среди личного состава полка есть раненые, пленные и убитые.
Данные о потерях родителям и женам военных сообщил заместитель командира дивизии, полковник, представившийся Александром Хотулевым: два контрактника, личности которых установлены, погибли; около десяти ранены и находятся в госпиталях Ростова; девять солдат, имена которых ранее называли в СБУ Украины, задержаны украинцами. Матери, жены и сестры солдат, с которыми удалось пообщаться РБК, просили не разглашать их персональные данные — многим уже поступают анонимные звонки и сообщения оскорбительного характера от украинских пользователей соцсетей.
Координирует встречи с военными представитель костромского Комитета солдатских матерей Людмила Хохлова. По ее словам, во время беседы семей бойцов с командованием всем присутствующим строго запретили вести аудио- или видеозапись. Замкомдива сказал, что командир дивизии приехать не смог, потому что все еще где-то под Ростовом, уточнила Хохлова.
В Ростовскую область из Костромы десантники прибыли недавно. Еще 20 августа родные провожали их в Костроме. Все рассказывали женам, что едут на учения. К отъезду готовились заранее. В последний момент предупредили, что командировка может затянуться до зимы, и попросили родных принести теплые вещи.
Корреспондент РБК опросил более десятка родственников костромских десантников, и все они уверяли, что никто из солдат не обмолвился об отправке на Украину. «Мой муж был уверен, что они едут на учения. Так и говорил: Не волнуйся, мы же не на Украину», — рассказала жена одного из пленных контрактников.
Официальная версия произошедших 25 августа событий, переданная офицерами части родственникам солдат, мало чем отличается от распространенной агентствами со ссылкой на источник в Минобороны: десантники по ошибке въехали на территорию Украины во время патрулирования вдоль границы.
Последний раз бойцы 331-го полка связывались с близкими, по их словам, из района поселка Матвеев Курган. Это на границе с Амвросиевским районом Донецкой области, где, по версии СБУ, украинские военные и пленили российских десантников.
В пресс-службе Минобороны на просьбу прокомментировать костромскую историю РБК сказали, что позиция военного ведомства объявлена, добавить к сказанному пока нечего.
«Здесь такие же христиане»
В понедельник вечером СБУ на официальном сайте сообщила о «ликвидации группы российских диверсантов, вторгшихся на Украину». По сообщению службы, были задержаны десять десантников. Позже были обнародованы имена девяти россиян: Сергей Архипов, Андрей Горяшин, Егор Почтоев, Владимир Савастеев, Артем Митрофанов, Алексей Генералов, Иван Мельчуков, Иван Романцев и Сергей Смирнов. Показания последних четырех десантников СБУ выложила на YouTube.
Молодые люди рассказывают, что не знали о планах командования отправить их на территорию Украины. Командиры говорили им, что личный состав 331-го полка отправляют из Костромы на учения в Ростов. Перед отправкой все контрактники якобы сдали документы, мобильные телефоны, сняли форму российской армии и переоделись в одежду защитного цвета, которую сами купили в магазине. Они закрасили номера на машинах белыми кружками. В таком виде десантники отправились на трехдневный марш, причем ехали по полям, а не дорогам, пока не поняли, что находятся на территории Украины.
Мельчуков рассказывает, что они заблудились, по ним открыли огонь из минометов, а «со стороны России еще «Град» лупанул». Все военнослужащие рассказывают о «российской пропаганде» и о том, что, попав на Украину, поняли: они не хотят воевать против украинского народа, который сам должен решить внутренние проблемы.
Позже в Интернете появилось видео, где по очереди представлялись все девять задержанных СБУ солдат. В конце ролика к родственникам десантников с просьбой посодействовать их возвращению в Россию обращается замкомандира 2-го взвода 3-й роты 331-го полка гвардии сержант Севастеев. «Здесь живут люди, такие же, как мы, такие же христиане. Помогите нам, пожалуйста. Мы не хотим стрелять в украинский народ. Мы нелегально сюда попали и просим помощи у вас», — говорит Севастеев.
В среду днем в Киеве состоялась пресс-конференция, на которой журналисты смогли задать вопросы задержанным десантникам. Все они отметили уважительное отношение к себе со стороны украинских военных, а также подтвердили, что 23 августа прибыли в Ростовскую область для учений и не знали, что во время выполнения марша оказались на территории Украины.
Служба безопасности Украины открыла в отношении десантников два уголовных производства: по ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 258-3 («Участие в террористической организации, содействие деятельности террористической организации») и ч. 1 ст. 263 УКУ («Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами»). Об этом заявил на брифинге в четверг руководитель следственного управления ведомства Василий Вовк. Все задержанные помещены в один из киевских СИЗО.
Сведения из подвала
В подвальном помещении организации Совета солдатских матерей родственники создали своего рода оперативный штаб. В двух небольших неотремонтированных комнатах помещаются два десятка близких десантников, непрерывно передавая друг другу обсуждение последних новостей и телефонных разговоров. Периодически здесь появляются операторы с видеокамерами или пишущие журналисты с диктофоном и блокнотами. Здесь же назначена и следующая встреча с командирами.
Штаб дивизии за весь день так и не предоставил родственникам никакой новой информации. По словам представительницы Совета солдатских матерей Людмилы Хохловой, офицеры из дивизии даже сами звонили ей и интересовались, нет ли каких новостей у родственников. Не менее безуспешно Хохлова на глазах корреспондента РБК пыталась добиться ответа от МИДа и Минобороны: после каждого звонка ее просили повторить историю инцидента с костромскими десантниками, а затем рекомендовали позвонить по другому номеру телефона с тем же результатом. Цепочки звонков каждый раз обрывались на номере абонента, который не брал трубку.
В пресс-службе Минобороны РБК ответили, что не будут давать никаких новых комментариев относительно ситуации, сославшись на ранее обнародованную президентом Владимиром Путиным позицию — рассматривать инцидент с десантниками как случай неумышленного пересечения границы, подобный вынужденным переходам через границу подразделениями украинской армии. В самом 331-м полку пообещали встретиться с журналистами в четверг.
Не дождавшись достоверной информации о ситуации со своими близкими, родители Архипова, Смирнова, Почтоева и жена Генералова решились записать видеообращение в адрес президента, правительства и Минобороны с просьбой оказать содействие в возвращении солдат в свои семьи. «Уважаемый президент, министр обороны и военачальники! Мой ребенок находится сейчас в плену на украинской территории. Я Христом Богом вас умоляю, отдайте мне моего ребенка! Верните его живым! И также всех остальных мальчишек, которые с ним находятся в плену», — призывает мать Почтоева.
Официальной реакции со стороны Москвы на заявление родственников пока не последовало. На встрече с родственниками военные заверили, что переговоры идут «на высшем уровне», сказал отец Архипова Александр.
По итогам минских переговоров Путин заявил, что еще не располагает достаточными сведениями о случившемся, но заметил, что во время двусторонней встречи с Порошенко упоминал о десантниках.
Командование части пообещало провести следующую встречу с родственниками в четверг. В разговоре с корреспондентом РБК родственники десантников заявили, что до встречи с командованием надеются получить информацию о судьбе близких от украинской стороны.
Руководитель украинского Центра освобождения пленных Владимир Рубан, который занимается поиском и обменом захваченных участников конфликта с обеих сторон, говорит, что контакты между российской и украинской сторонами уже начались, но исход переговоров будет зависеть от политической ситуации.
Максим Солопов, Кострома