НАТО усилит силы быстрого реагирования в ответ на события на Украине
Ответ на российскую агрессию
«Сегодня — время различных кризисов на нескольких фронтах. На востоке Россия открыто вмешивается в ситуации на Украине. На юге мы видим растущую нестабильность, с хрупкими государствами, с растущим экстремизмом и религиозной борьбой. Эти кризисы могут расползтись с большой скоростью. И все они, так или иначе, могут отразиться на нашей безопасности», — заявил генсек НАТО.
По словам Расмуссена, основная задача НАТО — «защитить население и территории» стран – участниц альянса. «На саммите альянс собирается выработать меры по защите своих союзников от любого возможного нападения. Мы согласуем план действий, который позволит сделать НАТО более быстрым, чем когда-либо», — добавил он.
Расмуссен подчеркнул, что готовящийся план действий — «ответ на агрессивное поведение России, а также на все другие возможные вызовы безопасности».
Генсек НАТО рассказал о намерении создать силы новые быстрого реагирования. По его словам, они будут включать несколько тысяч военных, «готовых ответить при необходимости с воздуха, моря и при поддержке спецназа».
«У нас уже есть силы быстрого реагирования НАТО — это многонациональные силы, которые могут быть развернуты где угодно в мире для коллективной защиты. Теперь мы значительно увеличим их степень реагирования. Мы разовьем то, что я назвал бы острием наших сил быстрого реагирования — очень высокая степень готовности со способностью развернуться в очень короткие сроки», — пояснил он.
По словам Расмуссена, план действий подразумевает, что у альянса будут «правильные силы и правильное оборудование в правильном месте в нужное время». «Это также означает более видимое присутствие НАТО на Востоке настолько, насколько это требуется. И это сделает НАТО более быстрым и гибким, чтобы приспособиться ко всем видам угроз», — подчеркнул он.
Другие подробности о новых силах НАТО Расмуссен не привел. Financial Times со ссылкой на официального представителя альянса сообщает, что силы быстрого реагирования будут включать около 4 тыс. военных и смогут быть приведены в готовность ответить на угрозу в течение приблизительно 48 часов.
Полный план по отражению возможных угроз будет представлен в пятницу на саммите НАТО.
Не друзья и не враги
Говоря об отношениях НАТО с Россией, Расмуссен отметил, что альянсу придется «адаптироваться» в новых обстоятельствах. «Мы видим реальность, что Россия рассматривает нас как противника, и мы будем адаптироваться к этой ситуации», — сказал он.
Расмуссен отметил, что сегодня есть возможность читать российские военные документы и слышать высказывания российских политиков, которые говорят о том, что НАТО не рассматривается больше партнером России, а скорее противником.
Генсек добавил, что «сожалеет об этом». По его словам, для безопасности ЕС и Атлантики у НАТО и России должны быть партнерские отношения. «Но мы не можем позволить себе быть наивными. Мы сталкиваемся с реальностью, которая состоит в том, что Россия считает нас противником, и мы будем адаптироваться к этой ситуации», — добавил он.
Расмуссен подчеркнул, что альянс в полной мере придерживается Основополагающего акта НАТО – Россия и выразил сожаление, что РФ «продолжает нарушать его фундаментальные принципы». «Мы призываем Россию следовать положениям Основополагающего акта НАТО – Россия», — сказал он.
Чего ждать
Саммит НАТО стартует 4 сентября в Уэльсе. В прежнем заявлении НАТО указано, что саммит призван возродить его миссию — следовать обязательствам ст.5 Североатлантического договора. Эта статья определяет альянс как оборонительный союз — любое вооруженное нападение на участника НАТО рассматривается как атака на весь альянс.
Между тем июльский отчет комитета по обороне британской палаты общин гласит: «Сейчас НАТО определенно не готово к отражению российской угрозы против одного из членов организации». По мнению экспертов Project Syndicate, в текущей ситуации крайне необходимо, чтобы на встрече «был дан однозначный ответ Владимиру Путину: территория стран альянса незыблема».
Против развертывания вооруженных сил альянса на новых базах в Восточной Европе выступила канцлер Германии Ангела Меркель. По ее мнению, такое предложение — грубое нарушение договора между Москвой и Брюсселем от 1997 года. По нему обе стороны воздерживались от дополнительного размещения боевых сил в бывших странах Восточного блока.
Мария Бондаренко, Иван Ткачев, Георгий Макаренко