Россия поднялась на 11 мест в глобальном рейтинге конкурентоспособности
Лидером рейтинга, рассчитываемого по 12 интегральным показателям, в шестой раз подряд стала Швейцария (см. таблицу). На втором месте, как и год назад, Сингапур. США в этом году добрались до третьей строчки благодаря тому, что активно стимулировали инновационную активность компаний.
«Россия поднялась в рейтинге за счет улучшения бизнес-климата на фоне некоторого ухудшения ситуации в других странах. Во многом это связано с большим размером рынка, благодаря чему экономика развивается на автопилоте», — объясняет Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group и координатор программы Всемирного экономического форума (ВЭФ) по конкурентоспособности стран в России.
Улучшения произошли в сфере образования и профессиональной подготовки (39-е место из 144), эффективности рынка труда (45-е место) и конкурентоспособности бизнеса, говорится в отчете по глобальной конкурентоспособности. Вниз показатели по-прежнему тянет плохое качество институтов (97-е место), это ахиллесова пята российской экономики, подчеркивают эксперты ВЭФ. Не начав решать эту проблему, не получится победить коррупцию (92-е место) и обеспечить веру бизнеса в беспристрастность правосудия (109-я позиция).
Улучшение позиции России произошло до изменений во внешнеполитической ситуации. «Последствия украинского конфликта в виде санкций и потенциальных проблем с транспортировкой газа могут негативно повлиять на конкурентоспособность страны», — говорится в отчете ВЭФ. Они могут оказаться очень серьезными, учитывая зависимость инновационного и образовательного секторов от госфинансирования, которое может сократиться, а также вследствие сокращения импорта технологий из-за рубежа.
Обострение украинского конфликта ударит прежде всего по макроэкономическим показателям, а они учитываются при составлении рейтинга, говорит главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. «Идет серьезный отток капитала. Если новый раунд санкций снизит возможности получения синдицированных кредитов, то деньги надо будет получать за счет ЦБ. А это инфляция», — рассуждает он.
Вдобавок ухудшение внешнеполитической ситуации уже привело к тому, что о необходимости целого ряда институциональных реформ — борьбе с коррупцией, «фаворитизмом» в госконтрактах — теперь меньше говорят, отмечает Миронов. «По другим важным направлениям, связанным с усилением политконкуренции, проведением судебной реформы, обсуждение затормозилось», — сетует эксперт.
Дмитрий Коптюбенко, Яна Милюкова