«Русская угроза»: что обсудят страны-участницы на саммите НАТО
На фоне ужесточения конфликта на Украине акцент на саммите НАТО будет сделан на готовности альянса стать более «гибким и быстрым», чтобы «противостоять всевозможным угрозам», заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фон Расмуссен.
Руководство альянса определило пять тем саммита: укрепление коллективной самообороны, демонстрация трансатлантической солидарности, завершение миссии в Афганистане, отношения с партнерами и украинский кризис. В заявлении НАТО указано, что саммит в Уэльсе призван возродить его миссию — следовать обязательствам ст.5 Североатлантического договора.
Эта статья определяет альянс как оборонительный союз — любое вооруженное нападение на участника НАТО рассматривается как атака на весь альянс. Тем не менее июльский отчет Комитета по обороне британской Палаты общин гласит: «Сейчас НАТО определенно не готово к отражению российской угрозы против одного из членов организации». По мнению экспертов Project Syndicate, в текущей ситуации крайне необходимо, чтобы на встрече в Ньюпорте «был дан однозначный ответ Владимиру Путину — территория стран альянса незыблема».
Накануне саммита президент США Барак Обама призвал страны НАТО помочь Украине, Грузии и Молдавии в модернизации их вооруженных сил и укреплении обороноспособности. Американский президент также указал на то, что альянс должен быть готов к приему новых государств перед лицом «российской агрессии». Президент также отметил, что может быть изменен договор о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, заключенный между Россией и НАТО.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, выступая в Брюсселе 1 сентября, заявлял, что альянс намерен принимать меры по коллективной защите в соответствии с Основополагающим актом Россия – НАТО. Генсек заявил, что ожидает принятия «исторических» для альянса решений. По словам Расмуссена, НАТО видит, что «Россия рассматривает нас как противника», и альянс готов адаптироваться к этой ситуации.
Как сообщал Интерфакс накануне саммита со ссылкой на высокопоставленный источник в НАТО, отношения между альянсом и Россией будут пересмотрены, однако речи о роспуске Совета Россия – НАТО речи пока не идет.
Два плана
Укрепление военной взаимопомощи внутри НАТО, которое соответствовало бы духу ст.5, может начаться с обсуждения так называемой «Инициативы поддержки Европы». Эта программа под эгидой НАТО была объявлена президентом США Бараком Обамой во время его европейского турне в начале июня. Пакет мер подразумевает увеличение присутствия американских войск в Старом Свете, дополнительные расходы на армейское обучение и ротацию воинских частей.
Стоимость программы оценивается в $1 млрд. Руководство НАТО ждет, что инициатива Вашингтона будет поддержана другими членами блока. «США справляется со своими обязанностями по коллективной безопасности. Теперь дело за нашими союзниками», — объявил Расмуссен. Но после десяти с лишним лет войны в Афганистане большинство членов НАТО начали сокращать расходы на оборону, и не факт, что они поддержат предложение Обамы и Расмуссена, отмечает аналитик DefenceNews Маркус Вайсгербер.
Несколько большие перспективы у «Плана по обеспечению боеготовности» — предложения Расмуссена, о котором стало известно одновременно с инициативой Вашингтона. Документ подразумевает создание бригады быстрого реагирования, нового командного центра и заблаговременную поставку оружия, снаряжения и техники в государства-члены организации.
По данным Financial Times, группа держав НАТО в ходе саммита объявит о создании новых войск быстрого реагирования. Помимо Великобритании, возглавившей инициативу, в группу входят Нидерланды, Дания, Норвегия и страны Балтии. К плану может присоединиться и Канада. Группировка будет включать в себя не менее 10 тысяч солдат, включая сухопутные, воздушные и морские силы.
Поближе к России
В контексте второго плана Расмуссен предложил вынести на рассмотрение саммита вопрос о развертывании вооруженных сил альянса на новых базах в Восточной Европе, в непосредственной близости от границ России, Белоруссии и Украины. Против этого резко выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. По ее мнению, такое предложение — грубое нарушение договора между Москвой и Брюсселем от 1997 года. По нему обе стороны воздерживались от дополнительного размещения боевых сил в бывших странах Восточного блока. Тем не менее этот вопрос, как сообщает EurActiv, будет в повестке саммита.
«Русская угроза»
Локомотивом реинтеграции и ремилитаризации альянса становятся державы Восточной Европы, которых «русская угроза» может коснуться напрямую. В первую очередь это касается Латвии, Польши и Румынии, которые этим летом заявили о намерении увеличить свой военный бюджет.
Польша также потребовала разместить у себя дополнительный контингент в 10 тысяч военнослужащих НАТО для защиты от России в контексте «Плана по обеспечению боеготовности». Варшаве было в этом отказано, но источники The Economist утверждают, что вопрос все равно будет обсуждаться в Ньюпорте: «Если альянс в итоге одобрит инициативу, это будет очень мощный сигнал Москве», даже несмотря на то, что 28 августа Обама заявил, что военного решения украинского кризиса не планируется.
В конце августа Польша и страны Балтии призвали НАТО перенаправить систему ПРО в Восточной Европе на защиту от возможной атаки со стороны России. Расположенная по большей части в Румынии, эта система изначально планировалась для защиты Старого Света от ракет с Ближнего Востока. По данным Spiegel, инициатива была предложена для обсуждения на саммите, наравне с новыми мерами безопасности Восточной Европы. Они заключаются в увеличении числа полетов военных разведчиков на восточных окраинах НАТО. Ожидается, что эти полеты не будут автоматически отменены через год, как планировалось изначально.
Помощь со стороны
Еще одним ключевым вопросом в Ньюпорте может стать усиление сотрудничества с державами, не входящими в альянс. В среду, 27 августа, Финляндия объявила о намерении подписать в ходе встречи договор о военной помощи. Со стороны НАТО стране предоставляется возможность призвать силы быстрого реагирования альянса в случае военной угрозы, Финляндия обязуется брать на себя снабжение этих войск и позволяет проводить на своей территории учения. На следующий день о таких же намерениях заявило правительство Швеции.
Впрочем, избиратели в этих странах придерживаются традиционной для Скандинавии политики нейтралитета и не поддерживают активных шагов в сторону сотрудничества с НАТО, пишет Reuters. «Лево-зеленая оппозиция раскололась по поводу подписания меморандума с НАТО о поддержке страны пребывания войск. Для них же хуже», — написал в Twitter глава МИД Швеции Карл Бильдт. Изменить общественное мнение могут доказательства угрозы, которую представляет собой Россия. В пятницу Минобороны Финляндии заявило, что российские военные самолеты за неделю минимум три раза нарушали воздушное пространство страны.
Приглашение для Украины
После объявленного Киевом вторжения российских войск более тесного сотрудничества с альянсом ищет и Украина. Президент страны Петр Порошенко приглашен на саммит, где станет единственным главой государства — нечлена НАТО, участвующим в переговорах с руководством альянса. The Guardian пишет, что на встрече планируется создание четырех фондов под эгидой организации для финансирования военных нужд Украины: от кибербезопасности до пенсий военнослужащим.
На пресс-конференции в пятницу Расмуссен заявил: «Я не вмешиваюсь во внутриполитическую дискуссию, но хочу напомнить — на саммите в Бухаресте в 2008 году было принято решение, что Украина рано или поздно станет членом НАТО, разумеется, при ее желании и соблюдении некоторых критериев». Заявлению предшествовало предложение премьер-министра Украины Арсения Яценюка отменить внеблоковый статус страны и возобновить курс на вступление в НАТО. В 2008 году попытка включить Киев в план по присоединению к альянсу была заблокирована Германией и Францией. В конце августа Ангела Меркель вновь заявила, что «вступление Украины в альянс в повестке дня не значится».
Чего ждут от саммита НАТО
На саммите 4-5 сентября в Ньюпорте (Уэльс) будут обсуждаться пять тем: завершение миссии в Афганистане, укрепление коллективной самообороны, отношения с партнерами, демонстрация трансатлантической солидарности и украинский кризис.
В частности, НАТО предстоит выбрать между «Инициативой поддержки Европы», которую продвигает президент США Барак Обама, и «Планом по обеспечению боеготовности», предложенным генсеком НАТО Андерсом фон Расмуссеном. Первая — полномасштабный план военного развития для всех участников альянса и увеличение присутствия американских войск в Европе; стоимость «Инициативы» — около $1 млрд. План Расмуссена скромнее: он подразумевает создание бригады быстрого реагирования численностью до 10 тыс. человек, нового командного центра и заблаговременную поставку оружия, снаряжения и техники в государства — члены организации. Его примерная стоимость не называлась, с предложением разместить 10-тысячную группировку на своей территории выступила Польша.
Также на саммите будет обсуждаться план о развертывании в Восточной Европе и Прибалтике новых баз НАТО — этот крайне радикальный шаг, нарушающий договоренности между Москвой и Брюсселем от 1997 года, впервые выносится на обсуждение альянса (хотя против него выступает канцлер ФРГ Ангела Меркель).
Еще один пункт повестки дня саммита — предложение Финляндии и Швеции подписать с НАТО договор о военной помощи: обе страны готовы предоставлять своих военнослужащих для сил быстрого реагирования альянса.
Единственным главой государства — нечленом НАТО, приглашенным в Ньюпорт, будет президент Украины Петр Порошенко. С ним руководители альянса обсудят создание четырех фондов под эгидой НАТО для финансирования военных нужд Украины — от кибербезопасности до пенсий для военнослужащих.
Георгий Макаренко