Группа FESCO осталась без президента
Об отставке Алиханова и назначении Соколова FESCO сообщила в пятницу. «За полтора года работы в FESCO Руслан выполнил основную задачу, поставленную перед ним акционерами. Под его руководством была разработана новая долгосрочная стратегия компании до 2020 года. Согласно ей FESCO должна укрепить свои позиции как крупнейшая транспортная группа России, связывающая российский Дальний Восток, Азию и Европу морскими линиями и транссибирскими контейнерными поездами», — прокомментировал уход Алиханова президент «Суммы» Александр Винокуров.
«Теперь я займусь реализацией собственных проектов и хочу продолжить карьеру в новом качестве», — приводит FESCO слова Алиханова.
Вместо Алиханова на пост главы FESCO назначен гендиректор Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в FESCO) Константин Соколов, говорится в сообщении FESCO. Это лучшее решение из тех, какие могут быть, говорит источник РБК на рынке контейнерных перевозок.
Соколов — выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова, работал генеральным директором ОАО «Балтлеспорт», возглавлял морской торговый порт «Усть-Луга». С сентября 2013 года — вице-президент FESCO по портовому дивизиону и одновременно генеральный директор Владивостокского морского торгового порта.
Алиханов пришел в FESCO в июне 2013 года, до этого назначения он был партнером MCKinsey & Co, где руководил российской практикой по вопросам стратегии и корпоративных финансов. Это назначение для Алиханова не было неожиданностью, писал РБК в прошлом году. «С самого начала было понятно, что новые акционеры [группа «Сумма»] захотят поставить на эту должность своего человека», — говорит источник газеты, близкий к FESCO. По его словам, Руслан Алиханов принимал участие в сделке по покупке группой «Сумма» и ее партнерами — GHP Group и TPG — компании FESCO у прежнего владельца Сергея Генералова в декабре 2012 года.
Неожиданностью не стал и уход Алиханова, говорит источник РБК в одной из компаний, специализирующихся на контейнерных перевозках. Компания находится в плохом финансовом положении: долговая нагрузка FESCO превышает годовой оборот, говорит он. По результатам первого полугодия 2014 года соотношение чистого долга к EBITDA группы составило 6,2, следует из презентации FESCO для инвесторов. Этот показатель с 2012 года вырос втрое. Долговые обязательства компании с 2012 года увеличились в два раза — с $466 млн до $1 млрд, следует из отчетности. В то же время показатель скорректированной EBITDA сократился на 21,5%, до $165 млн.
Большая часть долга компании приходится на еврооблигации — компания разместила бумаги на $875 млн в апреле прошлого года. Причем гасить их компания будет только после 2017 года: погашение первого транша на $500 млн запланировано в 2018 году, на $300 млн — в 2020 году.
Облигации выпускались для того, чтобы рефинансировать задолженность, которая появилась при покупке «Суммой» FESCO, говорит представитель холдинга. Группа просто конвертировала банковские займы в более выгодные облигационные, уточняет он.
Уход Алиханова — не первая потеря FESCO за последний год. В апреле группа лишилась первого вице-президента Алексея Грома, который возглавлял железнодорожный дивизион группы. Финансовые показатели FESCO снижаются: за первое полугодие 2014 года чистый убыток группы составил 669 млн руб. против чистой прибыли в 427 млн руб. годом ранее. Выручка FESCO выросла на 4%, до 17,95 млрд руб. Операционные расходы составили 13,4 млрд руб. против 12,2 млрд руб. за аналогичный период годом ранее.
Транспортная группа FESCO является третьей по величине судоходной компанией и крупнейшим перевозчиком навалочных и генеральных грузов в России. В состав группы входят «Трансгарант», «Русская тройка» (СП с РЖД), «Дальрефсервис», Владивостокский морской торговый порт и другие активы. Всего в управлении FESCO находится порядка 36 тыс. контейнеров. Акционерами FESCO являются TPG (17,4%), группа «Сумма» (32,5%), GHP Group Марка Гарбера (23,8%).
Мария Гордеева