Верховная рада приняла закон о люстрации
Законопроект № 4359а «Об очищении власти» был в целом принят на заседании Рады. За него высказался 231 депутат. Для принятия закона было необходимо 226 голосов.
«Этот законопроект предусматривает проведение соответствующей процедуры проверки при решении вопроса о возможности назначения лица, как субъекта проверки, на должность в органах власти, а также организация процедуры проверки лиц, которые являются субъектами проверки, на соответствие определенным законопроектом критериям, с целью решения вопроса о возможности их дальнейшего пребывания на соответствующей должности», – сообщает РБК-Украина.
В первом чтении законопроект приняли 14 августа.
Ранее сегодня Рада провалила во втором чтении принятие закона – он не набрал необходимого количества голосов, а за решение проголосовало 217 депутатов из 226. К этому времени у стен парламента собрались сотни активистов с флагами партии «Свобода», которые требовали принять этот закон. Узнав об отклонении законопроекта, они подожгли шины и требовали принять закон.
Требование принять закон о люстрации было одним требований Майдана. В первую очередь, законопроект должен коснуться людей, которые входили в окружение бывшего президента страны Виктора Януковича. Так, в предварительный список попали все, кто руководил с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года министерствами, ведомствами, силовыми ведомствами, Национальным банком, Счетной палатой, Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества. В списке значились все члены Высшей квалификационной комиссии судей, руководители Совета национальной безопасности и обороны. Под люстрацию могли попасть и те, кто занимал государственные должности на уровне первых заместителей министров, работников секретариата Кабинета министров, начальников органов внутренних дел и налоговой милиции, руководителей территориальных управлений МВД и СБУ.
Под люстрации могут попасть и чиновники, которые оказывали сопротивление Евромайдану и будут признаны виновными в причинении ущерба жизни и здоровью граждан с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Закон также коснется тех, кто участвовал в задержании участников массовых акций или составлял на них рапорты. Согласно этому пункту, под люстрацию могут попасть следователи и сотрудники местных администраций.
Закон также распространится на председателей, заместителей и секретарей избирательных участков, которые будут признаны виновными в фальсификациях выборов президента Украины в 2004 году и выборов народных депутатов в 2012 году.
Люстрация также может затронуть людей из руководящих органов КПСС, компартии Украинской ССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК Украинского комсомола, КГБ, политического отдела МВД и Министерства обороны СССР.
Принять закон о люстрации требовали и раньше. Рассмотрение пакета люстрационных законов началось еще в апреле 2014 года.
Григорий Набережнов
Три степени люстрации
После падения СССР и коммунистических режимов в странах Балтии и Восточной Европы вопрос о люстрации в той или иной форме поднимался во всех новых демократических государствах. Где-то, как в Чехии и Польше, люстрацию проводили наиболее последовательно, где-то, как в Венгрии и Словакии, люстрация, начавшись, сошла на нет, а где-то, как в России или на Украине, к ней вообще не приступали, ограничившись разговорами. РБК предлагает изучить опыт некоторых стран.
Чехия
Сразу после произошедшей в Праге «бархатной революции» осенью–зимой 1989 года была распущена Служба госбезопасности (StB) – всего в начале 1990 года было уволено около 6 тыс. человек. Весной того же года прошла реформа судов и органов прокуратуры – уволили треть судей и не менее половины прокуроров. Благодаря этому в июне 1990 года в стране прошли свободные выборы в новый парламент. В начале 1991 года депутаты приняли закон о люстрации (о декоммунизации), согласно которому высокопоставленным функционерам Коммунистической партии Чехословакии, кадровым сотрудникам StB, их агентам и ряду других лиц в течение пяти лет запрещалось работать в госорганах и избираться в парламент. Всего до 1996 года предполагалось проверить 140 тыс. человек. Первый президент Чехии Вацлав Гавел не поддерживал люстрацию, хотя и вынужден был подписать закон о ней. В 1996 году он пытался воспрепятствовать продлению действия закона до 2000 года, но парламент преодолел его вето, и с тех пор закон стал бессрочным. Всего по закону о люстрации из госорганов уволились до 80 тыс. человек.
Венгрия
Ситуация с люстрацией в Венгрии определяется тем фактом, что после 1989 года многие люди, руководившие страной при коммунистическом режиме, в том числе бывшие функционеры Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) и служб госбезопасности, сумели остаться во власти. Первая попытка призвать их к ответу провалилась: написанный в 1992 году закон Зетени – Такача, устанавливавший суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения, за «предательство Родины», был признан неконституционным. В 1994 году Конституционный суд определился в отношении лиц, чье прошлое могло быть связано с ВСРП и спецслужбами: их биографии могут быть открыты, если это представляет общественный интерес. На практике это привело к тому, что привлечь к ответственности бывших коммунистических функционеров стало очень непросто. Лишь в 2003 году был принят закон об «Учреждении исторического архива органов госбезопасности Венгрии», но и он открывал доступ лишь к 7–8% секретных документов. В 2013 году появился новый закон – о «Комиссии национальной памяти», но в целом люстрация в Венгрии не привела к реальным результатам.
Россия
Люстрационные процедуры в России, широко обсуждавшиеся в начале 1990-х годов, так и не получили законодательного оформления, за исключением принятого в октябре 1991 года закона о реабилитации жертв политических репрессий: в нем содержалась правовая норма, направленная на признание уголовной ответственности лиц, виновных в политических репрессиях. Однако на практике вопрос о привлечении таких лиц к ответственности ставился лишь в единичных случаях. В 1992 году депутат Госдумы Галина Старовойтова в качестве представителя партии «Демократический выбор» внесла в Верховный совет РФ проект закона «О запрете на профессию для проводников политики тоталитарного режима», однако рассматривать по существу его не стали. В 1997 году Старовойтова попыталась – вновь безуспешно – внести этот закон на рассмотрение Госдумы.