Правительство рассчитало бюджет, исходя из отмены санкций в 2015 году
Бюджет без санкций
В четверг правительство провело заседание, на котором окончательно одобрило проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку и макроэкономический прогноз, на котором этот проект основан. Рассмотрение этих документов состоялось сразу после их обсуждения на совещании у президента Владимира Путина, прошедшем поздно вечером в среду в его загородной резиденции Ново-Огарево. Детали консультаций с президентом члены правительства хранили в тайне до начала заседания в Белом доме.
Только там министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что в основу бюджетных расчетов предложено заложить «предположение о том, что новые санкционные режимы не вводятся и действие имеющихся санкций заканчивается в 2015 году». Из доклада министра также следовало, что бюджетная стабильность во многом будет обеспечиваться именно внешними факторами: «Прогноз исходит из представления о более высоких темпах мирового экономического роста, прежде всего за счет восстановления роста американской экономики и сохранения высоких темпов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Мировой экономический рост, по словам министра, должен будет поддержать цену основного экспортного товара — нефти — на уровне $100 за баррель на протяжении всей трехлетки.
«В западных странах очень серьезная ситуация с уровнем долговой нагрузки. Для них новых санкции и минимальное уменьшение дохода могут привести к резкому падению экономики, — рассуждает Валерий Миронов, главный экономист Центра развития Высшей школы экономики. — Они при любой возможности, как только политики чуть остынут, эти санкции отменят. Их применение чрезвычайно рискованно. А потому прогноз [по отмене санкций в 2015 году] вполне реалистичен».
Налоги и расходы
Министр финансов Антон Силуанов по итогам обсуждения бюджета сообщил, что «обошлись без повышения налоговой нагрузки». После консультаций с президентом правительство вчера отказалось и от рассмотрения налога с продаж. Главным лоббистам этого налога — Москве, Московской области и Санкт-Петербургу — обещаны дополнительные бюджетные ассигнования: 32 млрд, 45 млрд и 45 млрд руб. соответственно.
«Я рада, что сейчас отказались от повышения налогов. Несбалансированность между обязательствами и динамикой доходов — долгосрочная проблема, — рассуждает глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. — Но решать ее [повышением налогов] нельзя, когда динамика близка к рецессии. Лучше опираться на накопленные резервы. Нет предпосылок, что ситуация радикально улучшится. А расходы, которые заложены, это не расходы одного года. На Крым придется выделять деньги регулярно, на сельское хозяйство тоже».
Всеобщего сокращения бюджетных расходов на 2%, которым грозил Минфин, в 2015 году не будет (в 2016 и 2017 годах такое сокращение пока планируется – экономия может составить до 306,5 млрд руб. в год, указано в проекте).
В следующем году расходы будут «срезаны» только по отдельным статьям – на 214 млрд руб. Экономить бюджет будет на росте зарплат, предусмотренных «майскими указами» президента 2012 года, и отказе от индексации пенсий военных. По словам Силуанова, комментировавшего ход обсуждения на заседании правительства, «осталось досогласовать вопрос по выплате-невыплате фиксированного размера базовой пенсии вновь выходящим на пенсию пенсионерам».
Главный инвестор – государство
В федеральном бюджете отражено, что инвестиционный рост в 2015 году будет сохраняться в основном за счет госинвестиций. Улюкаев на заседании правительства сообщил, что Минэкономразвития посчитало возможным повысить ожидания роста инвестиций: «Для 2015 года это прежде всего государственные капвложения, а также капвложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие». Учтены и все утвержденные проекты, которые будут финансироваться за счет ФНБ – такие как реконструкция БАМа, Транссиба и строительство ЦКАД.
«Решения по инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60% планку размещения средств», – уточнил Силуанов. Он сообщил и то, что финансовой помощи компаниям «Роснефть» и НОВАТЭК в бюджете не предусмотрено: «Этот вопрос будет рассматриваться в процессе обсуждения заявки на получение ресурсов из ФНБ».
В бюджете заложен и антикризисный резерв — 190 млрд руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации. «Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, — это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях», – сообщил Силуанов.
Петр Нетреба, Яна Милюкова