Закон об ограничении участия иностранцев в СМИ примут быстро
В пятницу, 19 сентября, комитет Госдумы по информационной политике обсудит внесенный накануне законопроект, запрещающий иностранцам владеть в российских СМИ долей свыше 20%. Уже в день внесения в среду документ был отправлен в рассылку по заинтересованным ведомствам (это предварительная стадия рассмотрения законопроектов). Первое чтение документа намечено на 23 сентября, знают несколько членов комитета. В целом закон также может быть принят в ускоренном порядке, не исключают они. При этом до вчерашнего вечера текст законопроекта отсутствовал в думской базе.
Законопроект, внесенный депутатами оппозиционных фракций – Вадимом Деньгиным из ЛДПР, «эсером» Владимиром Парахиным и коммунистом Денисом Вороненковым, ограничивает максимально возможную долю иностранного участия во всех российских СМИ 20%. Сейчас иностранцы не могут учреждать в России лишь теле- и радиоканалы. В поддержку документа уже публично высказались единороссы, в том числе председатель Госдумы Сергей Нарышкин и вице-спикер палаты, член комитета по информполитике Сергей Железняк. Их поддержка указывает, что законопроект будет принят быстро, не сомневаются несколько депутатов-единороссов, опрошенных РБК.
Первый зампред комитета по информационной политике Леонид Левин (фактически исполняет обязанности председателя комитета в отсутствие лечащегося за границей Алексея Митрофанова) тоже поддерживает инициативу: по таким правилам уже живут другие страны, сказал он РБК. Большинство бенефициаров российских СМИ — российские бизнесмены, владеющие компаниями через офшоры, ничто не мешает им перерегистрировать их в России, пояснил он. Международные компании «должны с пониманием относиться к возможным изменениям законодательства»: ведь российские бизнесмены тоже не могут купить контрольный пакет американского телеканала, указал он. В то же время об обязательной продаже российских медиаактивов иностранными компаниями «мы не говорили», отмечает Левин.
«Они могут найти какую-то юридическую форму, которая не будет противоречить закону, но позволит им в той или иной степени остаться в российском медийном пространстве», – сказал депутат. Приводить примеров таких форм Левин не стал, но выразил уверенность, что они существуют. Он также отметил, что законопроект не запрещает акционерам получать дивиденды, он запрещает лишь участвовать в управлении. Это тоже одна из форм возможного компромисса, полагает депутат.
Очень часто подобные законы вносятся в жестком виде, но на этапе принятия отдельные нормы смягчаются, говорит федеральный чиновник. Но в данном случае смягчения не будет, знает другой собеседник РБК, близкий к руководству Госдумы. Закон должен быть принят в изначальном виде, подчеркнул он.
Топ-менеджер крупного российского медиахолдинга видит связь между дедлайном по продаже российских активов финской Sanoma Corp (доли в компаниях, издающих журналы Cosmopolitan, Grazia, Men’s Health, National Geographic, газеты The Moscow Times и «Ведомости») и появлением законопроекта. Это может быть сигналом как для самой Sanoma, которая намеревалась определиться с покупателями еще летом, так и для потенциальных покупателей, считает он. Например, совладелец Hearst Shkulev Media (HSM; в числе соучредителей – американская Hearst) Виктор Шкулев говорил, что подал заявку на покупку. Одним из главных претендентов считается основатель телеканала СТС Питер Герви, которого, как говорят источники РБК, связывают дружеские отношения с гендиректором «Видео Интернешнл» (Vi, главный продавец телерекламы в России) Сергеем Васильевым и гендиректором «Газпром-Медиа» Михаилом Лесиным (входил в число основателей Vi). Представители Sanoma Corp в июле заявили, что будут готовы говорить о покупателях в третьем квартале 2014 года, то есть до конца сентября. Федеральный чиновник отрицает наличие связи между появлением законопроекта и продажей активов Sanoma Corp.
Поправки – прямое следствие обмена санкциями между Россией и Западом, пытается объяснить логику авторов законопроекта топ-менеджер одной из медиакомпаний. «Девиз дня – «Все для фронта, все для победы», а то, что ограничения ставят под удар издание безобидных развлекательных журналов, – вопрос уже второстепенный», – рассуждает собеседник РБК. Идеи защитить медиапространство от иностранного влияния озвучивались всегда, но сейчас есть понимание, что в текущей геополитической ситуации такой запрет будет позитивно воспринят большей частью общества, поэтому и появился такой законопроект, предполагает руководитель другого медиахолдинга. Вероятно, удастся найти такую форму сотрудничества, которая позволит иностранцам сохранить участие в бизнесе, говорит сотрудник медиакомпании с иностранным участием. При этом он допускает, что иностранным партнерам, возможно, придется снизить свою долю, что вряд ли их обрадует.
Поправки в закон «О СМИ», убежден бывший совладелец медиакомпании, надо рассматривать в контексте с другими недавно принятыми ограничениями, например с запретом рекламы на платных каналах, которые вступят в силу с января 2015 года. От этого запрета пострадают прежде всего западные телевещатели, распространяющие в кабельных сетях русскоязычные версии своих каналов (Discovery, Nickelodeon, Universal Channel и др.). «Государство и лояльные ему структуры становятся единственным игроком на медиаполе, конкуренция им не нужна», – категоричен собеседник РБК.
Собеседники РБК говорят, что не понимают, какие именно «юридические формы» должны искать иностранные инвесторы. По мнению одного из них, если речь действительно идет о том, чтобы ограничить доступ иностранцев к управлению СМИ, то нужно начать с увольнения экспатов.
Светлана Бочарова, Михаил Рубин, Юлия Ярош, Сергей Соболев
Кто может пострадать от закона о 20%
Телевидение
В эфирном ТВ сегодня есть лишь два международных стратегических инвестора: шведская Modern Times Group, которая владеет 37,9% телевизионного холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), и американская Walt Disney Co., которой принадлежит 49% канала Disney. Кроме того, сейчас на NASDAQ торгуется около 36% головной компании «СТС Медиа», зарегистрированной в американском штате Делавэр, – CTC Media Inc. Официальные представители «СТС Медиа» и канала Disney отказались комментировать внесенные в Госдуму поправки. Зато иностранные вещатели широко представлены на тематическом ТВ: через кабельные сети и спутник сегодня в России распространяются русскоязычные версии таких каналов, как Discovery, TV 1000, Universal Channel, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и др. Учредителями этих СМИ в соответствии с действующей редакцией закона о СМИ являются российские юрлица, но их владельцами – иностранные компании. Например, учредитель зарегистрированного в Роскомнадзоре электронного СМИ Discovery Channel (свидетельство ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) – ООО «Дискавери Коммьюникейшнс», 49% которого принадлежит зарегистрированной в Великобритании DN Publishing Music Ltd, 51% – ООО «Дискавери Холдинг». Его владельцем, в свою очередь, выступает все та же DN Publishing Music Ltd. Представитель группы Discovery в России отказался от комментариев.
Радио
В радиовещании зарубежных стратегических инвесторов сегодня нет. Примечательно, что французская группа Lagardere, в конце 2011 года продавшая кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиагруппы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM» и др.), своей причиной ухода из России назвала как раз изменения в российском законодательстве. Запрет иностранцам владеть свыше 50% в электронных СМИ распространялся изначально только на телеканалы, радиостанции попали под это ограничение только в 2011 году.
Интернет
В интернете самые популярные интернет-ресурсы не являются СМИ. Не имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре и русскоязычные сайты западных медиакомпаний. К примеру, в соответствующем реестре не значится сайт Русской службы BBC – bbc.co.uk/Russian.
Печатные издания
Иностранные инвесторы широко представлены в печатных изданиях. ИД Burda (журналы «Лиза», Playboy, Ooops!, «Отдохни» и др.) на 100% принадлежит немецкой группе Hubert Burda Media. Свои полностью подконтрольные подразделения в России есть у американского ИД Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler и др.) и немецкого ИД Axel Springer (Forbes, OK!, Geo и др.). Основным владельцем компаний, образующих ИД Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar, Grazia, Men’s Health, National Geographic, The Moscow Times, «Ведомости» и др.), является финская Sanoma Corp. А американской Hearst Corp. принадлежит 50% в ИД Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, «Антенна–Телесемь», StarHit и др.). Представители Conde Nast, Sanoma Independent Media, Axel Springer отказались от комментариев. Другие ИД не ответили на запрос РБК.
Как в России менялись требования к работе СМИ