Улюкаев считает неизбежным банкротство «Мечела»
«Мне кажется, то, что говорит Костин, логично, и очень трудно предложить какой-то другой разумный вариант. Надо признать факт, наверное. Если компания — банкрот, должно быть правопризнание, другого выхода нет. Поэтому, мне кажется, придется идти по пути банкротства «Мечела», — цитирует Улюкаева РИА Новости.
Чистый долг «Мечела» на апрель 2014 года составил около $8 млрд, значительная часть задолженности приходится на крупнейшие российские банки: Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Последние полгода руководство металлургической компании, банков-кредиторов и чиновники пытаются придумать схему вывода «Мечела» из долгов. Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца этого года.
Основной сценарий предполагает вхождение в уставный капитал «Мечела» банков-кредиторов. Для реструктуризации долга предлагается конвертировать около половины кредитов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина примерно до 10%. Ему может быть предложен опцион, который позволит выкупить долю обратно. Сейчас Зюзину принадлежит 67,42% «Мечела».
В пятницу, 19 сентября, глава одного из крупнейших кредиторов «Мечела» — банка ВТБ — Андрей Костин заявил, что если руководство металлургической компании продолжит отвергать предложение о конвертации долга компании в ее акции, ВТБ будет вынужден обратиться в суд. «Если компания не может нести долговую нагрузку, единственным и самым рациональным способом является конверсия долга в equity, что на самом деле для банка не очень хорошо. Если этого не будет, к сожалению, другого выхода, кроме как применять меры правового характера в плане подачи иска, у нас нет, потому что предлагаемый план «Мечела» нас не устраивает. Он не решает главную проблему. Сколько долги не реструктурируй, эта нагрузка непосильна», – заявил Костин (цитата по Интерфакс-АФИ).
Глава ВТБ отметил, что в нынешней ситуации государство вряд ли будет финансово поддерживать компании, которые накопили слишком много долгов. «Ситуация будет обратная той, что была в 2008 году. Этот вопрос должны решать кредиторы и должник», — заявил Костин. Он добавил, что позиция ВТБ и Сбербанка по этому вопросу «абсолютно одинаковая».
В свою очередь вице-премьер Аркадий Дворкович выразил надежду на успех переговоров «Мечела» с банками-кредиторами. «Надеюсь, что переговоры будут успешными. Естественно, и «Мечел», и банки используют разные механизмы, разную тактику, чтобы получить наилучший для себя результат», — сказал вице-премьер. Он добавил, что правительство «следит» за ходом переговоров.
В июле банкротство «Мечела» допустил министр финансов Антон Силуанов. В кулуарах саммита БРИКС глава Минфина отметил, что банкротство может рассматриваться как один из вариантов реструктуризации компании: «Нужно смотреть различные варианты дальнейших действий по отношению к «Мечелу». Банкротство как один из них». Допуская такое развитие событий, Силуанов призвал «не бояться слова «банкротство». «Это же не остановка предприятия, не увольнение всех на улицу. Это значит — новый собственник должен прийти, новый и более эффективный», — пояснил он.
Марина Магай