На поправки к закону об ограничении доли иностранцев в СМИ дадут сутки
О том, что законопроект, ограничивающий долю иностранных инвесторов в российских СМИ 20 процентами, может быть принят во всех трех чтениях до конца этой недели, ранее сегодня заявил источник РБК, близкий к руководству Госдумы. Об ускоренном принятии документа знает и федеральный чиновник. Поправки ко второму чтению, вероятно, будут носить технический характер, полагает один из думских собеседников РБК.
Рассмотрение законопроекта с самого начала проходит по ускоренной процедуре. Уже в день внесения в минувшую среду документ был отправлен в рассылку заинтересованным ведомствам. В пятницу комитет по информационной политике рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении, указав лишь на отдельные технические недочеты. Сегодня проходит первое чтение законопроекта.
Законопроект был внесен депутатами оппозиционных фракций – Вадимом Деньгиным из ЛДПР, эсэром Владимиром Парахиным и коммунистом Денисом Вороненковым. Документ ограничивает максимально возможную долю иностранного участия во всех российских СМИ 20 процентами. Сейчас иностранцы не могут учреждать в России лишь теле- и радиоканалы.
Как пояснил Деньгин, поводом стали события вокруг российских границ и «огромная информационная атака на руководство страны». По его словам, даже если СМИ покупаются как бизнес, в результате все равно скатываются в политику. «Для меня безопасность страны первична, а бизнес – вторичен», – заявил он.
В поддержку документа уже публично высказались единороссы, в том числе председатель Госдумы Сергей Нарышкин и вице-спикер палаты, член комитета по информполитике Сергей Железняк. Левин, первый зампредседателя и вероятный новый глава комитета по информационной политике, также поддерживает инициативу: по таким правилам уже живут другие страны, сказал он РБК. Их поддержка указывает на быстрое принятие закона и его одобрение в Кремле, говорили собеседники РБК, близкие к руководству Госдумы и администрации президента.
Сейчас идет санкционное противостояние, которое заставляет российское руководство думать о защите пространства, в том числе информационного, объясняет актуальность законопроекта руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Поправки в закон «О СМИ» затрагивают четырех эфирных вещателей (СТС, «Домашний», «Перец» и Disney), русскоязычные версии западных телеканалов, распространяющихся через кабельные сети (Discovery, TV 1000, Eurosport, Cartoon Networks и др.), а также крупнейшие издательские дома (Burda, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Bauer Media, «Эдипресс-Конлига» и др.). Причем, если действующая редакция закона запрещает иностранцам лишь прямое владение СМИ сверх оговоренной нормы, то поправки пресекают и косвенное владение через цепочку российских юрлиц.
Мария Бондаренко, Светлана Бочарова, Михаил Рубин, Сергей Соболев
Телевидение
В эфирном ТВ сегодня есть лишь два международных стратегических инвестора: шведская Modern Times Group, которая владеет 37,9% телевизионного холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), и американская Walt Disney Co., которой принадлежит 49% канала Disney. Кроме того, сейчас на NASDAQ торгуется около 36% головной компании «СТС Медиа», зарегистрированной в американском штате Делавэр, – CTC Media Inc. Официальные представители «СТС Медиа» и канала Disney отказались комментировать внесенные в Госдуму поправки. Зато иностранные вещатели широко представлены на тематическом ТВ: через кабельные сети и спутник сегодня в России распространяются русскоязычные версии таких каналов, как Discovery, TV 1000, Universal Channel, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и др. Учредителями этих СМИ в соответствии с действующей редакцией закона о СМИ являются российские юрлица, но их владельцами – иностранные компании. Например, учредитель зарегистрированного в Роскомнадзоре электронного СМИ Discovery Channel (свидетельство ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) – ООО «Дискавери Коммьюникейшнс», 49% которого принадлежит зарегистрированной в Великобритании DN Publishing Music Ltd, 51% – ООО «Дискавери Холдинг». Его владельцем, в свою очередь, выступает все та же DN Publishing Music Ltd. Представитель группы Discovery в России отказался от комментариев.
Радио
В радиовещании зарубежных стратегических инвесторов сегодня нет. Примечательно, что французская группа Lagardere, в конце 2011 года продавшая кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиагруппы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM» и др.), своей причиной ухода из России назвала как раз изменения в российском законодательстве. Запрет иностранцам владеть свыше 50% в электронных СМИ распространялся изначально только на телеканалы, радиостанции попали под это ограничение только в 2011 году.
Интернет
В интернете самые популярные интернет-ресурсы не являются СМИ. Не имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре и русскоязычные сайты западных медиакомпаний. К примеру, в соответствующем реестре не значится сайт Русской службы Би-би-си – bbc.co.uk/Russian.
Печатные издания
Иностранные инвесторы широко представлены в печатных изданиях. ИД Burda (журналы «Лиза», Playboy, Ooops!, «Отдохни» и др.) на 100% принадлежит немецкой группе Hubert Burda Media. Свои полностью подконтрольные подразделения в России есть у американского ИД Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler и др.) и немецкого ИД Axel Springer (Forbes, OK!, Geo и др.). Основным владельцем компаний, образующих ИД Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar, Grazia, Men’s Health, National Geographic, The Moscow Times, «Ведомости» и др.), является финская Sanoma Corp. А американской Hearst Corp. принадлежит 50% в ИД Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, «Антенна–Телесемь», StarHit и др.). Представители Conde Nast, Sanoma Independent Media, Axel Springer отказались от комментариев. Другие ИД не ответили на запрос РБК.
Как в России менялись требования к работе СМИ