В России выросли продажи сканеров QR-кодов
Спрос увеличился в преддверии их массового введенияВ октябре продажи терминалов сбора данных у «АТОЛ Мобильные решения» выросли на 46% по сравнению с октябрем прошлого года, а за 3,5 недели ноября — на 48% относительно аналогичного периода прошлого года, рассказал РБК Олег Лиманский, директор компании «АТОЛ Мобильные решения», которая специализируется на разработке и поставке оборудования и программного обеспечения для автоматизации фронт-офиса сетевого и независимого ретейла, кафе, ресторанов, гостиниц, сферы услуг.
Всего в ноябре терминалы сбора данных для проверки QR-кодов посетителей у компании заказали около 100 организаций из разных федеральных округов. «С учетом текущей динамики по заболеваемости сложно поверить, что история с пандемией закончится в ближайшее время. Возможно, в скором времени QR-код станет «вторым паспортом» и большинству учреждений придется работать с ними на постоянной основе», — рассуждает Лиманский.
По его словам, терминалы сбора данных являются наиболее подходящим видом оборудования в случае с проверкой QR-кодов на входе — их удобнее использовать при необходимости проверить большое количество QR-кодов, в длинных очередях и при высокой проходимости. Также они лучше работают в сложных условиях: при холоде, дожде, снеге, плохом освещении и т.д.
В целом же QR-коды у посетителей можно считывать терминалами сбора данных, ручными сканерами штрихкодов 2D вместе с ноутбуком либо смартфонами, оснащенными камерой от 8 Мп с подсветкой, объяснил Лиманский.
Представитель «Онлайн-касса.ру», еще одной компании, которая среди прочего занимается продажей считывающего оборудования, рассказал, что в ноябре число обращений к ним для покупки сканеров QR-кодов увеличилось на 50% относительно августа (стандартный месяц для бизнеса). Он отметил, что появляются запросы на покупку подобных устройств для проверки QR-кодов при проведении концертов. «Спрос напрямую зависит от инициатив правительства: если снова введут обязательные QR-коды для посещения ресторанов, как это было летом 2021 года в Москве, спрос снова вырастет, — прогнозирует он. — Просто так, без давления со стороны правительства, спрос на эти устройства равномерный и формируется в основном розничными и оптовыми точками продаж и складами».
Представитель российского производителя торговой и банковской техники MERTECH говорит, что на текущий момент объем продаж сканеров QR-кодов вырос на 85,5% по сравнению с летом. Впрочем, он добавил, что показатель мог расти не только из-за мер по сдерживанию инфекции, но и за счет введения маркировки товаров. «Сегодня требования системы «Честный знак» распространяются на очень широкий спектр товаров, и благодаря этому продажи данного оборудования будут стабильно увеличиваться. На рынке появляется все большее количество супермаркетов, имеющих потребность в ведении складского учета и автоматизации процесса отпуска товара, что также благоприятно сказывается на перспективе развития рынка сканеров в России», — заключил представитель MERTECH.
Кто должен проверять QR-коды
В середине ноября правительство внесло в Госдуму два законопроекта об обязательном введении QR-кодов по всей стране. Один из них регулирует применение QR-кодов, медотвода с отрицательным ПЦР-тестом или документа о том, что человек переболел COVID-19, при посещении массовых мероприятий, организаций культуры, общественного питания и розничной торговли. Решения о том, где именно станут использоваться QR-коды, будут принимать региональные власти. Второй законопроект касается применения QR-кодов при междугородных и международных поездках. Вступление документов в силу будет зависеть от сроков рассмотрения и готовности регионов к введению QR-кодов.
Оба проекта пока не приняты, и на данный момент необходимость предъявлять QR-код при посещении тех или иных общественных мест введена в отдельных регионах. Так, с 30 октября в Свердловской области QR-коды обязательны при посещении торговых центров, ресторанов, фитнес-клубов, а также учреждений культуры. Исходя из информации на сайте госзакупок, в октябре несколько сканеров и терминалов сбора данных на сумму 125 тыс. руб. закупил Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. Единственным поставщиком выступило ООО «Хай Систем», официальный правообладатель торговой марки Scanberry на территории России.
Аналогичную закупку провели Калининградский кафедральный собор и Калининградский областной музей янтаря. Кафедральный собор заключил с охранным предприятием «Центурион-XXI» договор на сумму 120 тыс. руб., по которому указанная фирма должна будет до конца этого года обеспечить ежедневные посты в составе двух своих сотрудников для проверки QR-кодов у входящих в собор с 10:00 до 19:00. У Калининградского областного музея янтаря соглашение с частной охранной организацией «Белояр» на проверку QR-кодов у посетителей на сумму 125 тыс. руб.
Жители и гости Калининградской области не смогут без QR-кода посещать кафе, рестораны, фитнес-залы, кинотеатры, музеи и крупные торговые центры как минимум до 1 февраля.