Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

«Чебурашка» и серый Голливуд вывели кинопрокат на допандемийный уровень

Сколько собирают киносети на «предсеансном обслуживании» с «Аватаром»
«Чебурашка» и серый Голливуд дали кинопрокату лучшую кассу за полгода после пандемии
Сборы в российском кинопрокате по итогам полугодия показали лучший результат с начала пандемии. Больше четверти кассы обеспечил «Чебурашка», а еще треть, как считают участники рынка, пришлась на теневой прокат Голливуда
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Сборы в российском кинопрокате за первые шесть месяцев 2023 года достигли 23,9 млрд руб., следует из статистики Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, с которой ознакомился РБК.

Этот показатель стал лучшим после 2019 года и на 64% превышает результаты первой половины 2022-го, когда на фоне отсутствия голливудских премьер касса составила всего 14,6 млрд руб. Больше четверти сборов, 28,5%, обеспечил фильм «Чебурашка», заработавший на большом экране 6,8 млрд руб. Географически почти четверть проката (24,7%) пришлась на Москву (3,8 млрд руб.) и Московскую область (2 млрд руб.).

В допандемийном 2019-м российский прокат по итогам первых шести месяцев заработал 28,7 млрд руб. Для сравнения: по итогам января—июня 2020 года, когда началась пандемия и большая часть кинотеатров работали с ограничениями заполняемости залов либо вовсе были закрыты, кассовые сборы кино в России составили 15,8 млрд руб. В первом полугодии 2021 года российский кинопрокат заработал 21,8 млрд руб.

Впрочем, если считать не заработок, а количество посетителей, то показатели первых шести месяцев 2023 года уступают аналогичному периоду 2021-го: за последние полгода фильмы в российском кинопрокате посмотрели 75,8 млн человек против 80,4 млн два года назад. В допандемийном 2019-м число зрителей превышало 113 млн.

Как поменялось число зарубежных фильмов в онлайн-кинотеатрах. Инфографика
Технологии и медиа

Что происходит с кинопрокатом

После начала специальной военной операции крупнейшие голливудские кинокомпании Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Paramount и Universal заявили об отказе выпускать свои премьеры в России. Были отменены новый «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном (его мировые сборы достигли $771 млн), «Миньоны: Грювитация» ($939,6 млн), «Топ Ган 2: Мэверик» ($1,5 млрд), «Мир Юрского периода: Господство» ($1 млрд) и многие другие блокбастеры. Уже к июлю 2022 года российский кинопрокат рухнул до минимальных значений, исключая показатели локдауна 2020 года.

Посещаемость кинотеатров начала восстанавливаться только к октябрю: тогда число зрителей впервые с конца марта превысило 2 млн человек. Но на результаты года это почти не повлияло, а крупнейшие российские киносети понесли миллиардные убытки.

Как на ситуацию повлиял Голливуд

В попытках преодолеть возникший кризис кинотеатры еще летом 2022 года начали применять практику так называемого предсеансного обслуживания: в паре с каким-либо российским фильмом, чаще всего короткометражным, они показывали кассовую голливудскую ленту. За полгода эта практика стала настолько массовой, что в январе 2023-го отраслевое издание «Бюллетень кинопрокатчика», специализирующееся на анализе рынка, даже выпустило официальное заявление, что будет суммировать сборы короткометражного кино и обозначать его кассу как сборы нового «Аватара». Позже по аналогичной схеме издание стало давать оценку и другим голливудским блокбастерам.

Этот теневой прокат обеспечил треть кассовых сборов российских кинотеатров в первом полугодии, констатирует глава объединенной киносети «Формула Кино» и «Синема Парк» Алексей Васясин. Достоверно подсчитать реальный заработок таких картин, как «Аватар: Путь воды», «Человек-паук: Паутина вселенных» или «Братья Супер Марио в кино», невозможно, поскольку карточек этих фильмов в ЕАИС нет. Однако фактически, по словам Васясина, сборы от продаж билетов на подобные сеансы в общей статистике учитываются. «Приобретая билет на фильм с так называемым предсеансным обслуживанием, зритель идет в том числе на просмотр той или иной короткометражки, которая демонстрируется легально, — объясняет систему глава объединенной киносети. — И данные о продажах билетов на такие короткометражки в Фонд кино передаются».

По информации «Бюллетеня кинопрокатчика», неофициально демонстрировавшийся в кинотеатрах «Аватар: Путь воды» мог принести российскому прокату не менее 2,4 млрд руб. Третья часть кинокомикса «Стражи Галактики» могла собрать еще 59,3 млн руб., а десятый «Форсаж» — 87 млн руб. Однако официально верифицировать эти данные невозможно, а в большинстве киносетей отрицают, что практикуют «предсеансное обслуживание».

Несмотря на отказ Голливуда выпускать свои премьеры в России, независимые иностранные студии продолжили здесь свою деятельность. Даже при отсутствии массовой рекламы некоторым подобным картинам удалось собрать многомиллионную кассу. Например, «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» Гая Ричи, релиз которой состоялся в январе 2023 года, заработала в России, по данным ЕАИС, 684,9 млн руб. Вышедшая в марте четвертая часть «Джона Уика» собрала 873,7 млн руб.

Российские киносети понесли миллиардные убытки из-за ухода Голливуда
Технологии и медиа
Фото:Михаил Метцель / ТАСС

Что говорят участники рынка и аналитики

Несмотря на рост кассовых сборов по итогам полугодия, кинопрокат в целом все еще нестабилен, отмечает Васясин. Особые опасения у киносетей вызывает летний период. «Россия — страна блокбастеров, а на ближайшие месяцы в сетке релизов нет ни одного проекта, эстимейт (то есть ожидаемые сборы. — РБК) которого превышает хотя бы 500 млн руб.», — заявил он, отказавшись от более долгосрочных прогнозов. Разговоры о легализации проката ушедших киностудий без их разрешения глава объединенной киносети также считает «популизмом отдельных чиновников». «Пока эти слова не имеют законодательной силы, никакого влияния на отрасль они не оказывают», — убежден Васясин.

С тем, что говорить о восстановлении отрасли еще рано, согласны и в сети «Люксор». «Основная часть наших сборов в первом полугодии пришлась на январь—февраль, — отмечает представитель сети Анна Татаренок. — Если смотреть динамику относительно 2022 года, посещаемость выросла в два раза, но по сравнению даже с 2021 годом текущие показатели отстают в полтора-два раза. Причем падение связано с отсутствием не только иностранного контента, но и широких рекламных кампаний».

Президент сети «Каро» Ольга Зинякова также считает, что рынок еще не успел полноценно адаптироваться к изменениям ни с точки зрения маркетинга, ни с точки зрения кинопроизводства. «Наша сеть всего на 30% по посещаемости и выручке опережает аналогичный период кризисного 2022 года с самыми низкими показателями за всю историю, — утверждает Зинякова. — Прокат сейчас не носит системного характера, а лето по контенту слабое, и кроме «Кентавра» мы пока не видим крупных лент».

Для стабильного формирования сборов недостаточно «нескольких ярких прорывов», считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Делать выводы о восстановлении отрасли рано, нужно регулярное заполнение кинопроката сильными, привлекательными для аудитории релизами, чего пока не наблюдается», — добавляет эксперт. Несмотря на то что во втором полугодии ожидается еще больше российских новинок, «вряд ли хоть одна из них повторит успех «Чебурашки», утверждает он. А имеющиеся в прокате зарубежные фильмы в текущих условиях «не могут быть драйвером кинопроката», резюмирует глава InterMedia.

По итогам года объем кассовых сборов может достигнуть 40 млрд руб., считают в Минкультуры. «С учетом увеличенного объема государственной поддержки в 2022 году и с учетом производственного цикла фильмов объем кассовых сборов с 2024 года будет демонстрировать устойчивый рост, — отмечают в министерстве. — Кроме того, была обеспечена приоритизация поддержки проектов, запланированных к выходу в прокат в период контентного дефицита 2022–2024 годов, увеличена частота проведения процедур отбора проектов национальных фильмов, претендующих на получение средств государственной поддержки».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Кинопрокат"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 107,96 (-0,55)
Инвестиции, 19 дек, 18:06
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 103,42 (+0,64)
Инвестиции, 19 дек, 18:06
Альфа-банк наградил бухгалтеров разных компаний премией «Цифровой лидер»Пресс-релиз, 15:35
В Госдуму внесли закон о продлении программы маткапитала еще на 4 годаНедвижимость, 15:32
Власти Грузии заявили о готовности изменить закон об иноагентахПолитика, 15:26
Дегтярев назвал решение ISU важным для возвращения в международный спортСпорт, 15:26
Мишина и Галлямов выиграли чемпионат России в парном катанииСпорт, 15:24
В ВСУ сообщили о приказе Сырского отойти с позиций под КураховоПолитика, 15:20
«Работа» vs «семья и отдых»: опыт основателя гастропроекта DVK farmРБК и Wey, 15:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Грехи, предающие Евангелие»: как «Солдаты Бога» стали империей в $1 млрдPro, 15:19
Машиниста одного из столкнувшихся в Мурманской области поездов арестовалиОбщество, 15:14
В Финляндии заявили о намерении опять возвращать беженцев на УкраинуПолитика, 15:12
Титов назвал перспективным китайский рынок пиваВино, 15:09
«Северсталь» допустила изменение стратегии развития при высоких ставкахБизнес, 15:07
Полиция пресекла подпольное производство Pepsi и Coca-Cola в ХимкахОбщество, 14:52
Энергоэффективность: как сэкономить на потеряхОтрасли, 14:52