«Прозрачный бизнес нуждается в поощрении»
«Прозрачный бизнес нуждается в поощрении»
Руководитель ФНС Михаил Мишустин о налоговых «пряниках» для добросовестных налогоплательщиков
Выступая вчера на Гайдаровском форуме, организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, глава Федеральной налоговой службы (ФНС) МИХАИЛ МИШУСТИН в очередной раз подчеркнул, что в мире идет борьба за налогоплательщиков — столь же серьезная, как борьба между государствами за инвесторов. В интервью корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ЛИТВИНОВОЙ руководитель ФНС рассказал, на какие «комплименты» со стороны налоговиков может рассчитывать открытый бизнес и почему он выступает за тотальное сокращение личностных отношений между инспекторами и налогоплательщиками.
— Вы заявили, что готовы отвечать поощрениями на открытость со стороны налогоплательщиков. Можете пояснить, на какой именно «пряник» сможет рассчитывать открывшаяся налоговой компания?
— В данном контексте, думаю, слово «поощрение» не совсем верно. В этом случае у слова появляется не совсем правильный «душок». Хотя в целом да, если мы говорим глобально, то государство, несомненно, должно поощрять бизнес, которой готов идти на доверительные отношения.
Сейчас для налогоплательщика существуют две крайние грани, когда он имеет дело с фискальными органами. Одна грань — это когда он абсолютно искренне пытается разобраться в налоговом законодательстве и готов беспрекословно исполнять законы страны. В этом случае мы должны всячески помогать ему оставаться на этой волне. Причем налоговые органы помогать ему должны теми методами, которые позволяет законодательство.
— Например?
— В частности, так называемый Enhanced relationships — расширенные отношения. В первую очередь это предоставление различного вида услуг (в том числе электронных), которые помогут налогоплательщику без всяких проблем исполнить самые простые функции.
Вторая, более современная вещь — закон о трансфертном ценообразовании (в прошлом году соответствующее законодательство уже начало действовать, а в этом — уже начинаем и проверки). Одновременно с принятием этого закона был принят закон о консолидированном налогоплательщике (когда вы можете платить прибыль с одной точки, включая компании — и прибыльные, и убыточные — в консолидированную группу). Это хороший налоговый стимул.
Дальше — больше. В частности, соглашения о предварительном ценообразовании, когда вы фактически открываете перед налоговыми органами рыночную методику расчета вашей цены, с которой вы будете работать с другими компаниями. За это вы получаете гарантии, что, продавая товар по цене и по методике открыто, не столкнетесь с проблемой внезапных проверок и доначислений.
— Компании уже начали работать по такой схеме?
— Мы с «Роснефтью» заключили подобное соглашение — она полностью открыла нам методику, по которой работает. Нам, кстати, пришлось работать год, чтобы такое первое соглашение наконец заработало. Также подобные соглашения подписаны с «Газпром нефтью» и «Аэрофлотом». И список будет расширяться — ряд компаний стоят в очереди, нам нужно лишь снять некоторые вопросы по ценообразованию.
— В последнее время ФНС активно работает над системой так называемого горизонтального мониторинга. Это, получается, тоже может стать частью «комплиментов» от налоговой за открытость?
— Да. Несмотря на то что термин звучит непривычно, он не новый, пришел к нам из Голландии. Ряд компаний начали предоставлять онлайн-доступ к своей отчетности, в ответ они могли получить от налоговой указания, как можно действовать в той или иной сложной ситуации. Получился взаимовыгодный обмен — информация за информацию.
Мы также решили пойти по этому пути. Сейчас Налоговый кодекс очень сильно защищает налогоплательщика — мы не можем проводить больше определенного количества проверок в год, мы ограничены сроками и т.д. Поэтому мы говорим налогоплательщику: «Открывайся». Если компания говорит в ответ: «Смотрите, вот моя отчетность, вот мои записи, вот так я плачу налоги», — то мы, разумеется, готовы идти навстречу и предоставить ей быструю консультацию по трудным налоговым вопросам. Конечно, это не означает, что мы вообще не будем никогда проверять эту компанию. Но получается, что вероятность рисков у налоговой и налогоплательщиков минимизируется.
— Часть компаний — МТС, «РусГидро», «Интер РАО» и Ernst & Young — уже пошли на это. А со средним и малым бизнесом вы таким образом сотрудничать планируете?
— Дело в том, что малому бизнесу с 6% от оборота и 15% «доходы минус расходы» вряд ли это нужно. Это ближе к крупному бизнесу, у которого гораздо больше вопросов по применению налогового законодательства.
— Между тем год назад, когда эта тема горизонтального мониторинга только поднималась, юристы были настроены очень скептически, были уверены, что налоговикам такое взаимодействие вовсе невыгодно...
— Я таких точек зрения не слышал, но это довольно странно. Это же не новый вид взаимоотношений. А что касается налоговой, то мы всегда идем на нормальное взаимодействие. Но при этом, не скрою, четко просчитываем ходы, чтобы движение было двусторонним — и от инспекции к компании, и наоборот.
Мы сейчас стараемся делать упор на развитие интерактивных сервисов, как для физических, так и для юридических лиц. Я вообще глубокий сторонник того, что минимизация личностных отношений, связанных с инспектором и налогоплательщиком, даст замечательные результаты. В том числе в части борьбы с коррупцией. Я сторонник, чтобы все процедуры по уплате налогов, которые понятны, были формализованы. Чем проще и больше простых правил — тем лучше. Это в любом случае лучше, чем масса возможностей трактовать в ту или иную сторону закон.
— В ключе борьбы за налогоплательщика как за инвестора речь идет только о снижении давления со стороны налоговой?
— В любом варианте прозрачный бизнес нуждается в поощрении. Иначе компания, которая использует агрессивные схемы налогового планирования, и та, которая все делает честно, оказываются в неравных конкурентных условиях. В этом смысле мы говорим в первую очередь о минимизации административного давления (слово «давление» я употребляю в формальном смысле) от любых правоохранительных или государственных органов.
— С другой стороны, для налогоплательщиков, занимающихся «нехорошими схемами», наказание должно быть неотвратимо, как вы подчеркиваете...
— Несомненно, баланс должен быть — поощрение открытым компаниям и наказание нечестным — это несомненно. У нас ведь предлагается новый вид взаимодействия — интерактивный. А вообще взаимодействие с налоговой — право и обязанность любой компании. Другой вопрос, какой тон для этого взаимодействия может быть выбран. Мы предлагаем дружелюбный, современный и быстрый. Но кто-то все равно может сдавать декларации в бумажном виде — Налоговый кодекс дает на это право.