Остров без сокровищ
Весной академики РАН должны представить Владимиру Путину свои рецепты экономического оздоровления страны. Как стало известно РБК daily, в плане среди прочих мер будут прописаны механизмы деофшоризации, старт которой в конце прошлого года дал президент. Пока предложения выглядят более чем резко: расторгнуть имеющиеся соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорами и пристальнее следить за действиями российских компаний в иностранных юрисдикциях. Юристы столь радикальные шаги называют декларативно-пропагандистскими и уверяют, что это оттолкнет иностранных инвесторов.
В распоряжении РБК daily оказались предложения рабочей группы РАН, которая готовит экономический доклад для Кремля в части борьбы с офшорами (см. таблицу на с. 3). Часть мер, предлагаемых академиками, может войти в итоговый доклад, который весной представят президенту. Так, для деофшоризации российской экономики предлагается расторгнуть имеющиеся соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорами и ввести разрешительный порядок операций с такими юрисдикциями для компаний с госучастием.
Впрочем, единого мнения по поводу необходимости предложений в рабочей группе пока нет. ЦБ и министерства финансов ведущих стран и так не один год ведут черные списки банков — участников сомнительных финансовых схем, замечает участник рабочей группы Глеб Фетисов. Чтобы побороть офшоры, только запретительных мер мало. «Почему бы не ввести 10-процентную ставку по налогу на прибыль компаний и тем самым сделать Россию привлекательной для иностранного капитала? Никто не говорит о превращении нашей страны в очередной офшор. Но конкурировать с неофшорными юрисдикциями, например с Кипром, мы вполне могли бы», — рассуждает г-н Фетисов.
Многие предлагаемые меры вызывают по меньшей мере недоумение и выглядят декларативно-пропагандистскими, отметил юрист «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. Именно в соглашениях об избежании двойного налогообложения обычно предусматриваются процедуры по обмену информацией (в этой части не так давно были пересмотрены соглашения с Швейцарией, Люксембургом, Кипром), при этом ни одного подобного документа непосредственно с офшором подписано не было. «Тогда на кого направлены эти меры, какие юрисдикции авторы имеют в виду?» — удивлен г-н Ахметшин.
Обязанность конечных владельцев российских системообразущих предприятий зарегистрировать свои права собственности в российских регистраторах — единственное предложение, которое может работать, считает заместитель исполнительного директора DS Express Александр Захаров. Однако никто, кроме самого заявителя, не сможет подтвердить, что именно он является конечным владельцем. «Без установления в российском законодательстве ответственности в форме лишения права собственности на такие акции за сообщение недостоверных сведений регистратору мера работать не будет», — считает юрист.
Впрочем, предложение ввести разрешительный порядок офшорных операций для компаний с госучастием имеет право на жизнь, допускает член РСПП Александр Варварин. «Надо говорить об определенных ограничениях для компаний с госучастием: например, в структуре корпоративного управления должно быть предусмотрено, что сделки, в которых контрагентом выступают компании, зарегистрированные в офшорах, будут подлежать рассмотрению на совете директоров, а в некоторых случаях государство может давать директивы своим представителям по голосованию», — предлагает представитель бизнес-союза.
Однако в любом случае бороться с офшорами административно-запретительными мерами, которые представлены в докладе, неэффективно, предупреждает старший юрист CMS Константин Кантырев. «Скорее обладатели капиталов начнут размышлять о том, как поскорее вывести капитал, пока сильнее «не закрутили гайки». А те, кто размышлял об инвестициях на территории России, выберут другую страну», — предупреждает он.