Территории модернизации
Необходимость промышленной модернизации в стране очевидна, однако до сих пор нет единого понимания того, в каких масштабах ее нужно осуществлять.
Большая часть российских предприятий, построенная в годы советской индустриализации, морально и технологически устарела. В нестабильные 1990-е государство слабо контролировало действия новых собственников, чем многие активно пользовались, получая быструю выгоду путем намеренного банкротства и продажи имущества предприятий с молотка. Другие собственники в ситуации неопределенности не особенно стремились вкладывать средства в обновление производства, и как результат к началу 2000-х годов целые отрасли пришли в упадок.
Так, если мы говорим об алюминиевой отрасли, то восемь заводов из 12 работают по технологии Содерберга 1920-х годов. Последний завод в Советском Союзе — САЗ — был построен в 1986 году, и лишь через 20 лет российская алюминиевая отрасль пополнилась следующим современным предприятием — ХАЗ.
Перед производством стоит целый ряд системных проблем: отдаленность от рынков сбыта, высокие цены на энергоносители и коммунальные услуги, недостаток квалифицированных специалистов, а также инфраструктурные сложности в городах присутствия предприятий — нехватка жилья, школ, детских садов, дорог, проблемы с ЖКХ, транспортом, медицинским обслуживанием и т.д. Бизнес не в состоянии в одиночку справиться с этими проблемами. Их можно разрешить только в партнерстве с властью и обществом.
Полагаю, что России необходим комплексный и системный подход к вопросу модернизации — выработка экономически обоснованной стратегии по всем отраслям на долгосрочную перспективу. По сути, должно идти большое движение, как в сторону нового строительства — развитие новых территорий, так и к социальной модернизации — альтернативное развитие тех бывших промышленных населенных пунктов, где серьезное производство по ряду причин сейчас невыгодно. Нужно переориентировать население на работу в секторах малого и среднего бизнеса — развивать механизмы поддержки предпринимателей, соответствующие образовательные программы, а также способствовать переезду квалифицированных производственников на новые территории. В первую очередь социальная модернизация необходима моногородам, где одно градообразующее предприятие не в состоянии обеспечить работой всех его жителей.
Очевидно, что предприятие — это коммерческая организация. Советская система плановой экономики, при которой государственные предприятия могли трудоустроить всех, ушла в прошлое. В условиях рыночной экономики бизнес не способен постоянно работать себе в убыток и заботиться о предоставлении работы всем жителям моногородов.
Я убежден, что необходимо трезво оценивать перспективы каждого конкретного производства. В некоторых случаях попытка спасения нерентабельных, бесперспективных и часто вредных для здоровья предприятий не имеет смысла. В такой ситуации нельзя просто модернизировать оборудование или перепрофилировать производство. Гораздо целесообразнее перенести предприятие на новую площадку. Созданное в правильном месте предприятие сможет отвечать современным требованиям энергоэффективности, экологии, условиям охраны труда и здоровья сотрудников.
Вместе с тем откладывать решение по переводу неэффективных предприятий на новые площадки крайне опасно, так как проблемы со временем только накапливаются. Более того, на поддержку нерентабельных предприятий бизнес и власть вынуждены тратить большие средства, преследуя лишь одну цель — не допустить сокращений персонала. Эффективнее, на мой взгляд, вкладывать те же самые деньги в создание новых рабочих мест для сотрудников таких производств.
Безусловно, нужно менять менталитет, чтобы люди становились хозяевами своей жизни, а не ждали поддержки со стороны государства и бизнеса. Однако для мотивации людей к образованию своего бизнеса в моногородах государству следует создавать более доступные условия — предлагать льготы по налогам, поддержку на начальном этапе, кредитование по более низким ставкам и т.д. Чем менее экономика моногорода зависима от одного предприятия, тем жизнь в нем более стабильна и защищена от внезапных потрясений.
У «Русала» есть позитивный опыт работы в данном направлении. Примером является Богучанское энергометаллургическое объединение (БЭМО), возводимое в Красноярском крае совместно с компанией «РусГидро». Современный комплекс, включающий алюминиевый завод и гидроэлектростанцию, создаст около 10 тыс. новых рабочих мест, подразумевая программу инновационного развития всего региона в целом. Рядом строится и Тайшетский алюминиевый завод.
Мы активно приглашаем наших сотрудников, работающих на неэффективных предприятиях, к переезду для работы на новом Богучанском алюминиевом заводе. Перед ними открываются перспективы карьерного роста, работы в более высоких стандартах безопасности труда и экологии, а также современное жилье. К сожалению, количество желающих переехать на новое место пока не так велико.
России необходима глобальная программа по работе с рынком труда — повышению престижа рабочих профессий, переселению людей из отсталых населенных пунктов с высокой безработицей в новые трудовые центры.
Не стоит забывать, как создавалось алюминиевое производство Урала и Сибири в середине XX века: основывались города, заселялись новые территории, люди с нуля обучались технологиям производства. Жизнь и сейчас не стоит на месте — текущие экономические условия подталкивают бизнес к поиску новых решений, постоянному изменению. Государство и люди должны участвовать в этих процессах, ведь без общих усилий нам не суметь достичь успеха.