Власть призовут к ответу
При судах общей юрисдикции планируется создать административные коллегии, которые станут рассматривать претензии от пострадавших от действий и решений органов публичной власти. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму Верховным судом (ВС), при котором подобная коллегия уже работает. Мнения экспертов по поводу того, чьи интересы станут отстаивать вновь создаваемые коллегии — чиновников или простых граждан, — разошлись.
Внести законопроект об изменениях в федеральные законы «О судах общей юрисдикции» и «О военных судах» было решено во вторник на пленуме ВС. Документ предусматривает создание административных коллегий, которые будут рассматривать споры между гражданами и организациями с одной стороны и чиновниками, ущемившими их интересы, с другой.
Как пояснили РБК daily в ВС, подготовить соответствующие изменения в законодательство поручил на съезде судей в декабре прошлого года Владимир Путин. При этом судьи не сомневаются, что их законопроект будет принят, более того, в рекордные сроки. Так, предполагается, что коллегии по административным делам наряду с уже существующими коллегиями по гражданским и уголовным делам будут сформированы уже до 1 марта 2013 года в верховных судах субъектов РФ, областных и краевых судах.
Созданные коллегии станут рассматривать заявления граждан о признании незаконными тех или иных нормативных актов, о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и другие жалобы. Кроме того, коллегии будут рассматривать апелляционные и частные жалобы и представления прокуроров. Работы у новых коллегий должно хватить. Так, только в 2011 году было обжаловано более 141 тыс. решений должностных лиц.
«До последнего времени административное судопроизводство не обладало самостоятельным правовым регулированием, хотя его развитие является одним из ключевых факторов обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан и юрлиц», — говорит доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев.
По словам эксперта, наука по-разному трактует место, роль и полномочия административных судов. «Например, опыт некоторых стран континентальной Европы заключается в полной автономии судов, рассматривающих административные дела, начиная с нижестоящего и заканчивая верховным судом. Наш же Верховный суд изначально инициировал создание административных судов в системе судов общей юрисдикции, хотя при разрешении административных дел принято руководствоваться началами гражданского процесса, а большинство предметов спора ближе к конституционному праву», — отмечает г-н Соловьев, добавив, что в любом случае создание таких коллегий положительно скажется на возможности отстаивания гражданами своих прав и законных интересов.
Экс-зампредседателя Верховного суда Владимир Радченко полагает, что административное судопроизводство должно быть отделено от судов общей юрисдикции по примеру военных судов либо вообще существовать отдельно, как в большинстве стран за рубежом. «Это позволит территориально разделить суды и чиновников. Ведь у нас часто граждане судятся с администрацией, представители которой явно смогут оказывать сильное влияние на решения, принимаемые такими коллегиями», — пояснил он.