В долгий ящик
Падение цен на железную руду и переизбыток ее как на мировом, так и на российском рынках лишило Магнитогорский меткомбинат Виктора Рашникова стимула спешить с освоением Приоскольского месторождения в Белгородской области. Согласно лицензионному соглашению, добыча руды там должна была начаться не позднее 1 декабря 2012 года, но компания так и не приступила к работам. Эксперты считают, что сейчас Магнитке гораздо выгоднее закупать сырье у сторонних производителей, нежели самой заниматься добычей руды.
В 2006 году Магнитка выиграла аукцион за право освоения Приоскольского железорудного месторождения в Белгородской области, заплатив за лицензию 630 млн руб. В соответствии с основными условиями лицензионного соглашения к 2009 году ММК должен был подготовить и утвердить технический проект освоения месторождения и приступить к началу строительства объектов инфраструктуры. Начать промышленную добычу железной руды компания должна была не позднее 1 декабря 2012 года, сообщается в отчетности меткомбината.
Но, как сообщили РБК daily в Росприроднадзоре, добыча железной руды на месторождении до сих пор не ведется. «На данный момент разработка сырьевых активов бесспорным приоритетом для компании не является, так как сырье закупается в достаточных количествах у традиционных поставщиков», — сообщили в меткомпании. В конце прошлого года Магнитка подписала долгосрочный контракт с «Металлоинвестом» Алишера Усманова, предполагающий увеличение поставок сырья. Предыдущий контракт между компаниями был подписан в 2011 году сроком на три года.
Чиновники Роснедр, которые должны контролировать выполнение лицензионных соглашений, пока не бьют тревогу по поводу Приоскольского месторождения. Впрочем, если Магнитка не поторопится, то это грозит ей проблемами в будущем. «Неисполнение лицензионных условий в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 закона Российской Федерации «О недрах» влечет за собой досрочное прекращение права пользования лицензионным участком недр по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», — сообщили в Роснедрах.
Евгений Новочихин из юридической фирмы Sameta уверен, что Магнитка сумеет избежать худшего сценария. «Прекращение лицензии осуществляется лишь по решению соответствующего органа. Для этого недропользователю направляется уведомление о необходимости устранения нарушения, и если в течение трех месяцев недропользователь не устранил нарушение, уполномоченный орган вправе отозвать лицензию», — объясняет юрист. По его словам, если отставание от графика разработки существенное, то ММК на законных основаниях может попросить уполномоченный орган об изменениях условий лицензии и отсрочить срок начала добычи руды, сославшись на временные затруднения. Отзыв лицензии — явление в отрасли достаточно редкое.
Олег Петропавловский из БКС считает, что в нынешних рыночных условиях отсрочка начала добычи руды на Приоскольском месторождении Магнитке только на руку. «Инвестиции в месторождения оцениваются в 3 млрд долл. В случае если цены на руду сохранятся (около 85 долл. за тонну на внутреннем рынке), а точных прогнозов на ближайшие 3—5 лет никто дать не может, то добыча сырья на месторождении может оказаться невыгодной», — объясняет аналитик. По его словам, ММК сейчас гораздо выгоднее закупать руду с рынка, нежели самой заниматься ее добычей.
К слову, и освоение других новых железорудных месторождений также идет неспешно. Так, АЛРОСА, которая в 2008 году приобрела лицензию на освоение четырех железорудных месторождений в Якутии (позже были объединены в «дочку» ГМК «Тимир»), так и не приступила к их разработке и сейчас пытается привлечь партнера — Evraz.
Резкое падение цен на железную руду в 2011 году внесло коррективы и в планы ММК по приобретению 100% акций австралийской железорудной компании Flinders Mines. О сделке было объявлено осенью 2011 года, но она так и не состоялась. Поводом для отказа от покупки стал иск в Арбитражный суд Челябинской области миноритария ММК Елены Егоровой, которая заявила, что приобретение Flinders Mines негативно скажется на стоимости акций Магнитки.