Лента новостей
Путин ответил, что не знает, как ракета «Орешник» получила название 13:15, Новость Аналитики дали три сценария развития рынка жилой недвижимости в 2025 году 13:14, Статья Тренера «Спартака» признали лучшим в РПЛ в ноябре и декабре 13:13, Статья Национальная идентичность: как локальные бренды формируют имидж регионов 13:10 Какие технологии из советской и российской фантастики стали реальностью 13:08 Военная операция на Украине. Онлайн 13:08, Онлайн Путин рассказал о «наших ребятах» на Украине 13:07, Новость Вино и эмоции: чего российские туристы ждут от виноделен 13:06 Binance назвала самые популярные токены и долю новых пользователей 13:05, Статья Путин предложил Западу дуэль с ударом «Орешником» по объекту в Киеве 13:03, Статья МВД окажет помощь в регистрации семьи из Италии в России 13:03, Новость Заведующая музеем раскрыла причину переноса открытия памятника Сталину 12:56, Новость Путин заявил об упущении из-за статуса военных в Курской области 12:52, Статья Умер чемпион Олимпиады-1980 по волейболу Владимир Дорохов 12:51, Статья Путин пообещал восстановить Курскую область 12:48, Статья Путин вспомнил, как казаки пели на немецком языке на дне рождения Шрёдера 12:47, Новость Путин заявил, что армия продвигается «квадратными километрами» 12:44, Статья Владимир Путин проводит прямую линию. Главное 12:43, Статья
Газета
Добавьте на КАСКО
Газета № 25 (1558) (1202) Общество,
0

Добавьте на КАСКО

Верховный суд заступился за ремонт после аварии и угон с документами
Фото: PhotoXpress
Фото: PhotoXpress

Верховный суд (ВС) встал на сторону автовладельцев в спорах со страховщиками. В обзоре практики он рекомендует судам обязывать страховщиков компенсировать клиентам утрату товарной стоимости (УТС) автомобиля после ДТП. Также им придется платить и за машины, застрахованные по КАСКО, которые угнали вместе с ключами или документами.

РЕМОНТ

Проанализировав практику судебных решений по договорам добровольного страхования имущества за 2010—2011 годы, Верховный суд подсчитал, что страховые компании регулярно занижают стоимость ущерба автовладельца после ДТП. Как считает ВС, если клиент может доказать, что переплатил за ремонт, то суды должны обязать страховщика компенсировать ему все затраты. В обзоре Верховного суда приводятся примеры случаев двукратной переплаты, когда автовладельцу возместили только 80 тыс. руб., а реально он отдал в автосервисе 160 тыс. руб.

Страховым компаниям нововведение пришлось не по душе, поскольку в качестве альтернативы после аварии они всегда предлагают ремонт в партнерском автосервисе, в котором клиенту точно не придется платить больше. «Клиент выбирает самый лучший пафосный сервис, а я не понимаю, мы в этой ситуации в чем виноваты?» — возмущается топ-менеджер одной из крупных страховых компаний.

Также недовольство участников рынка вызывала рекомендация ВС судам обязать страховщиков платить за утрату товарной стоимости автомобиля после аварии. «На сегодняшний день не существует методик расчета УТС», — комментирует замгендиректора по автострахованию «АльфаСтрахование» Александр Горин. По его словам, случаев оплаты утраты товарной стоимости в компании «АльфаСтрахование» не было, а единственное предписание суда на этот счет носило рекомендательный характер. На сегодняшний день ни один из опрошенных РБК daily страховщиков не может определить разницу между УТС 10% и УТС 15% из-за отсутствия формальных критериев — возраста автомобиля, силы удара, соотношения силы удара и повреждений с конкретными коэффициентами.

«Если в договоре написано, что УТС не покрывается, то будет очень странно, если Верховный суд заставит нас это делать», — отмечает руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. По его словам, реализация этой меры ограничит конкуренцию по необязательному виду страхования, который сейчас страховщики могут продавать с самыми разными опциями. В конечном итоге, по мнению эксперта страховой компании, это приведет к существенному подорожанию и сокращению выдачи автокредитов, поскольку при их оформлении машина покупается вместе с КАСКО. Однако повышение цен увеличивает рентабельность КАСКО. «Нам же лучше, дорогие полисы продавать легко и приятно», — сообщил г-н Зубец.

УГОН

Страховщики признали очень двусмысленной инициативу ВС, связанную с выплатой ущерба по риску угона застрахованного автомобиля, в котором были оставлены ключи и документы. «С одной стороны, нам хочется быть по-честному на стороне клиентов и защитить добропорядочных автомобилистов. С другой стороны, очевидно, что это дополнительный соблазн», — полагает г-н Горин. С ним согласен и Виктор Никольский, страховой аналитик Standard & Poor’s. «Эта инициатива открывает путь для страхового мошенничества и повлечет за собой всплеск уголовных дел», — полагает он.

«На практике доказать, что ключи или документы при угоне были оставлены в машине умышленно, практически невозможно», — отметила генеральный директор юридического центра «ЮрФилд» Лилия Зарипова. Выявить достоверность угона и раньше было сложно, но теперь ВС делает мошенникам дополнительный подарок: машина с ключами и документами стоит дороже.

Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», обращает внимание на другой спорный момент. Сейчас тариф рассчитывается на основании стажа и возраста конкретного водителя, а если за рулем находится другой водитель, то страховая компания имеет полное право отказать в выплате компенсации. Если эта возможность будет утрачена, то стоимость страховки увеличится автоматически, поскольку страховщики будут выбирать самый худший вариант и рассчитывать тариф на водителя с нулевым стажем в возрасте 18 лет.

Впрочем, эксперты относятся с долей сомнения к тому, что публикация обзора сильно повлияет на решения судов.

«Существенного изменения практики ожидать не следует. Но содержание обзора от ВС неминуемо повлечет однобокость последующей практики и еще больший уклон в сторону защиты интересов страхователей без надлежащего анализа содержания конкретных договоров страхования и действий сторон при их исполнении», — полагает партнер «Первой юридической сети» Павел Курлат.