Без бутылки не разберешься
Президент Франции Франсуа Олланд простил налогового беглеца Жерара Депардье и понял приютившего его в России Владимира Путина. Давняя дружба между странами не дала трещины, заверили в Москве оба лидера. А разные позиции по Сирии договорились сблизить за бутылкой то ли водки, то ли порто.
Первый официальный визит Франсуа Олланда в Россию проходил на фоне налогового бегства легенды французского кино Жерара Депардье. Однако говорить об этом на политической трибуне лидеры не стали. Г-н Олланд, собственноручно введший 75-процентный налог для миллионеров, высказался накануне на «Эхе Москвы». Он не стал осуждать ни актера: «Депардье — художник в своем роде, его правила жизни не подходят для среднего гражданина и даже президента Франции», ни Владимира Путина: «Уверен, президент России сделал выбор, который не ущемляет наши интересы. Если Жерар решил покинуть страну, пусть. Если он так любит Россию, а Россия так любит Депардье, это объяснимо!» Ранее премьер Франции Жан-Марк Эро назвал поступок Депардье «довольно жалким».
Франсуа Олланд предпочел избегать острых углов в принципе. О правах человека в России он сказал журналистам: «Не мне судить!» Владимир Путин повторился, что во время выборов ситуация накаляется в любой стране, в России же ничего из ряда вон не произошло. «Мы принципиально сделали выбор в пользу демократии еще в 1990-х и не собираемся сворачивать с этого пути», — заявил президент России. Не стал критиковать президент Франции и российский инвестклимат: «Определенные препоны есть в любой стране». И это визы, заговорил о «больном» Владимир Путин. «Надеюсь, визовый режим когда-нибудь станет настолько простым, насколько это возможно», — избегал конкретики г-н Олланд.
В первую встречу (Путин был в Париже в июне прошлого года) личные отношения между Путиным и Олландом вряд ли можно было назвать теплыми, отметили французские журналисты. «Не потеплело?» — спрашивали они президентов. «Подойдите поближе, вы почувствуете», — улыбался Путин. «С Путиным просто потому, что он прямо говорит, что думает», — утверждал Франсуа Олланд, а «градус отношений» оставил измерять СМИ.
И даже в разногласиях по Сирии (Россия в отличие от Европы и США настаивает на переговорах и военном невмешательстве) лидеры нашли точки соприкосновения. Методы разные, но цель одна: не допустить развала страны и хаоса. «Там ситуация такая, что не только за бутылкой вина, а за бутылкой водки не разобраться», — образно сказал Владимир Путин. «Лучше за бутылкой порто», — выбрал нечто среднее Олланд.