Лента новостей
Российские инвесторы в периоды турбулентности обыгрывали фонды по доходам 08:01, Статья Средства ПВО сбили 29 дронов над регионами России за ночь 07:30, Новость «Проинфляционные риски преобладают». Как заработать на инфляции в 2026-м 07:30, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 07:26, Онлайн Профсоюз дипломатов увидел опасный сигнал в отзыве десятков послов США 07:25, Статья Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay 07:25 В Москве спрогнозировали десятиградусные морозы 07:11, Новость Крупнейшая платформа для закупок впервые раскрыла выручку и прибыль 07:01, Статья Aspring Capital предупредила о «сложном» рынке слияний и поглощений 07:01, Статья Глава B2B-РТС — РБК: «Мы вышли далеко за пределы просто закупок» 07:01, Статья Военные США сообщили об уничтожении судна наркоторговцев в Тихом океане 06:53, Новость Число погибших при крушении самолета ВМС Мексики в Техасе выросло до пяти 06:45, Новость Ростовский губернатор сообщил об отражении атаки дронов в восьми районах 06:16, Новость Fitch повысило кредитный рейтинг Украины после решения о помощи ЕС 06:13, Новость В Венесуэле одобрили проект о борьбе с пиратством после захвата танкеров 05:50, Новость В России назначили первый штраф за склонение к аборту 05:45, Статья «Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги 05:20 В Буденновске возник пожар в промзоне из-за атаки дронов 05:14, Новость
Газета
«Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие»
Газета № 38 (1571) (0103) Общество,
0

«Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие»

Министр экономического развития Андрей Белоусов о росте ВВП и разногласиях с Минфином
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

7—8% экономического роста, которые Россия демонстрировала до кризиса, вряд ли можно считать эталоном, считает глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. В интервью Handelsblatt министр рассказал, за счет чего страна должна наращивать свои экономические силы и почему он разочарован.

— Г-н министр, показатели роста экономики России намного ниже, чем в других развивающихся странах. Почему?

— На мой взгляд, 3,4% роста по итогам минувшего года не так уж мало.

— Однако это значи­тельно меньше, чем прог­нозировалось.

— Большие потери урожая из-за экстремально сильной засухи стоили нам половину процентного пункта. А за докризисными показателями экономического роста на уровне 7 или 8% скрывалось много пузырей: например, повышение зарплат, которое хотя и подогревало потребление, но значительно превышало рост эффективности производства. Кроме того, был громадный рост сырьевых доходов. Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие.

— Прежде всего на фоне демонстрирующего значительно более сильный рост Китая...

— Да, темпы роста Китая 8% или даже больше. Но хотели бы мы жить в Китае? Эта страна страдает от существующей там большой раз­ницы в условиях жизни. Но ясно и то, что для России 4% экономического роста — это слишком мало. Поэтому сейчас мы стоим перед решением исторической для нашей страны задачи.

— Какой?

— Нам необходимо решать накопившиеся социальные проблемы. Прежде всего в образовании, здравоохранении и жилищном строительстве. Граждане России больше не хотят жить обещаниями. Кроме того, растет средний класс, который требует, чтобы качество жилья, больниц и школ было на уровне европейского. В этих сферах требуется всеобъемлющая перестройка. Еще мы должны кардинально трансформировать армию, урегулировать систему зарплат, модернизировать вооружение. Только на перевооружение мы потратим до 2020 года примерно 500 млрд евро.

— Но вас как министра экономики все это должно только радовать: жилищное строительство и новые вооружение — это ведь дополнительные рабочие места и рост экономики...

— Конечно, это так. И все же я разочарован...

— Почему же?

— Потому что Министерство финансов не хочет выделять необходимые для этих программ средства.

— Минфин боится, что эти миллиарды непонятным образом снова исчезнут в никуда?

— В основном потому, что министр финансов прежде всего хочет сделать бюджет более независимым от доходов за счет нефтегазового экспорта. Если бы у нас не было налоговых поступлений от нефти и газа, то дефицит госбюджета находился бы не в районе ноля, а равнялся бы примерно 10%. К 2016 году, возможно, сократился бы до 7% при условии, что не должно быть существенного увеличения расходов. Но при решении этой задачи проявляются и структурные проблемы нашей экономики.

— Как вы намерены их решать?

— Мы хотим улучшить инвестиционный климат в России, сократить масштабы госрегулирования, внедрить в наших компаниях международные стандарты финансовой отчетности и выстроить стимулирование экспорта, как это сделано в Германии. Кроме того, нужны миллиардные программы на строительство жилья, образование и медицинское обеспечение. Но оплачивать все это у министра финансов особого желания нет. Сверхдоходы госбюджета в размере 7% от ВВП он хочет годами сохранять в Резервном фонде. Я бы хотел ограничить это 5%, и тогда, начиная с 2014 года, у нас были бы деньги на инфраструктурные программы.