Лента новостей
РКН решил обязать операторов сообщать об обходящих блокировки в Сети 19:27, Статья Экологи обнаружили в Анапе первого погибшего дельфина 19:24, Новость Cloud.ru признан лидером российского рынка облачных сервисов в 2024 году 19:20 Выход за рамки: есть ли у российского кибербеза экспортный потенциал 19:20 Почему будущее ТЭКа зависит от «цифры» 19:20 WSJ узнал, кто настоял на исключении Помпео из команды Трампа 19:15, Новость Советник Зеленского дал ответ Орбану и назвал его «гонцом Путина» 19:12, Статья США временно разрешили транзакции с Газпромбанком по атомной энергетике 19:09, Статья Сервис Binance Alpha представил первую десятку токенов. Что выбрала биржа 19:05, Статья Тренер «Челси» заявил, что в клубе доверяют пойманному на допинге Мудрику 19:03, Статья Группа «ПСБ» получила награды Национальной банковской премии 19:03 Глава «Россети Центр» подвел итоги работы компании в 2024 году 19:00 Петербуржца арестовали на два месяца за поджог военкомата 18:57, Новость Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 18:55 США расширили санкции против России 18:55, Статья Виноделы оценили последствия для виноградников от разлива нефти в Анапе 18:54 Кассационный суд подтвердил приговор Саркози по делу о прослушке 18:51, Новость Independent узнал, что итальянский премьер отстояла дружбу с Маском 18:50, Новость
Газета
Кнопка залипла
Газета № 40 (1573) (0503) Общество,
0

Кнопка залипла

«Перезагрузка» политических отношений США и России завершилась
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Знать себе цену

В начале марта 2009 года в Женеве глава МИДа Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон объявили о начале «перезагрузки» политических отношений между двумя странами. За четыре года эта инициатива помогла активизировать диалог по ряду проблем, но в итоге сошла на нет, считают опрошенные РБК daily аналитики. И дело не только в том, что в Кремль вернулся Владимир Путин, известный своей жесткой позицией в отношении Вашингтона. Для политиков в США Россия так и не стала важным партнером, с которым не только нужно, но и хочется договариваться.

Одним из авторов термина «перезагрузка» считается вице-президент США Джозеф Байден. После восьми лет пребывания в Белом доме Джорджа Буша-младшего отношения США с Россией ухудшились настолько, что администрация только что выбранного президента Барака Обамы сочла необходимым предложить президенту России Дмитрию Медведеву новую формулу для решения старых проблем: борьба с терроризмом в Афганистане, урегулирование на Ближнем Востоке, ядерные программы Ирана и КНДР.

Примечательно, что уже во время презентации «новой политики» случился курьез. Клинтон подарила Лаврову сувенир — красную кнопку для «перезагрузки» отношений, на которой по по-английски было написано reset, а по-русски — «перегрузка». Лавров обернул недоразумение в шутку по поводу того, что работы у сторон теперь будет невпроворот. Однако спустя четыре года ошибка кажется символической.

Опрошенные РБК daily аналитики по-разному оценили результаты этой инициативы. Американские эксперты проявили больший оптимизм, чем их российские коллеги, но, похоже, это обусловлено тем, что именно США в итоге получили гораздо больше политических выгод, чем Россия: достаточно вспомнить договоренности о транзите войск и грузов НАТО через территорию России в Афганистан, договор СНВ и американскую систему ПРО в Европе.

Что же касается перспектив «перезагрузки», то здесь большинство аналитиков сходятся во мнении, что их нет, процесс завершен. С одной стороны, вернувшийся в Кремль Владимир Путин в отличие от Дмитрия Медведева иллюзий по поводу политического сближения с американцами не строит. С другой стороны, для «хромой утки» президента Обамы улучшение отношений с Россией уже не стоит в списке первостепенных внешнеполитических задач на второй срок. Собственно, на встрече Сергея Лаврова с новым главой Госдепа Джоном Керри в минувшие выходные ни о каких «прорывах» речь и не шла.

Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа:
Решение США об одностороннем выходе из рабочей группы по вопросам гражданского общества двусторонней российско-американской президентской комиссии фактически означает провал процесса «перезагрузки». Конечно, ни Россия, ни США не заинтересованы в дальнейшем охлаждении отношений, поэтому следует ожидать, что стороны будут продолжать совместную работу в области прав человека. Проблемы, связанные с детьми, борьбой с коррупцией, торговлей людьми, а также ситуацией с заключенными, могут решаться не только в «комиссии Макфола — Суркова», но и в других рабочих группах. Впрочем, если обе стороны будут продолжать игнорировать совместное решение существующих проблем, то они нивелируют достижения — правовые, политические и личные, — которые были завоеваны в течение двух десятилетий после окончания холодной войны.

В отношениях между США и Россией накопилось множество проблем, которые усугубились последовательным демаршем — «актом Магнитского» и «законом Димы Яковлева». Президент Владимир Путин считает, что перезагружать США и России нечего, что у обеих стран всегда были нормальные партнерские отношения, которые в определенной степени испортила позиция России по Ираку. В то же время некоторые американские политики считают, что Россия не такой уж и важный партнер (в сфере экономики, например, как Китай), а потому и нет особой нужды улучшать с ней политические отношения, искать компромиссы. Есть и еще одна причина, заставляющая американских аналитиков принижать роль России, — она больше не противодействует США по всему миру. И лишь в тех вопросах, которые задевают ее интересы, Россия представляет для Америки весьма серьезное препятствие, как, например, в Сирии.

Ольга Оликер, политолог аналитической корпорации RAND:
Я не думаю, что «перезагрузка» провалилась. Ведь она сделала возможным прогресс по целому ряду вопросов, включая Афганистан и контроль за обычными видами вооружений. Вряд ли кто-либо ожидал, что она ликвидирует все разногласия между США и Россией и откроет новую эру, в которой обе страны шагают в ногу. Главное, чтобы у сторон присутствовало твердое намерение вести постоянный и откровенный диалог по тем вопросам, где они существуют, и прилагать усилия для их решения на взаимоприемлемых условиях. В конгрессе США есть политики, которые рассматривают улучшение отношений с Россией в качестве ключевого элемента внешней политики, и есть те, кто с этим не согласен. Однако в российской Думе также существуют различные подходы в отношении США.

Существует мнение, что теперь, когда Владимир Путин вернулся в Кремль, «перезагружать» больше нечего. Однако для простых американцев конкретная фигура российского лидера не так уж и важна. Большинство из них, скорее всего, знают, что Владимир Путин — президент России, но вряд ли их познания простираются дальше этого. Я не думаю, что имидж Путина в США столь важен для развития двусторонних отношений. Уверена, существуют сферы, где цели России и США совпадают, и в интересах Путина и Обамы найти общий язык. Но я не думаю, что нам нужна новая «перезагрузка». Она уже состоялась.

Дэвид Кадиер, политолог LSE IDEAS:
Я бы не стал утверждать, что «перезагрузка» провалилась — она принесла конкретные результаты в ряде областей во время первого президентского срока Барака Обамы. Однако исходя из сегодняшних реалий она, похоже, подошла к концу. Наибольшими достижениями «перезагрузки» стали сотрудничество по вопросу Афганистана, подписание договора по СНВ и поддержка Москвой санкций ООН по Ирану. А тот факт, что вопрос о членстве Грузии и Украины в НАТО более не стоит на повестке дня, не может не радовать российских политиков.

Вместе с тем за последний год число разногласий возросло. Со стороны США, похоже, желание сотрудничать с Россией ослабло по сравнению с моментом после первого избрания Обамы. Причина кроется в изменении политических приоритетов. Второй президентский срок Обамы будет характеризоваться стремлением ограничить свое вмешательство в зарубежные дела. Афганистан и Иран были приоритетами Вашингтона в 2008 году. Иран по-прежнему в повестке дня, но на первое место вышли Восточная Азия и Сирия. И на их фоне для американских политиков Россия выглядит менее значимой или даже является неким препятствием. В то же время в самой России с момента возвращения на президентский пост Владимира Путина отмечается всплеск националистических настроений, которые, по мнению западных аналитиков, сейчас достигли своего пика, что рано или поздно скажется на атмосфере двусторонних отношений. И похоже, внутренняя ситуация в России сейчас влияет на внешний курс Кремля больше, чем раньше.

Ситуация изменилась, но не только потому, что Владимир Путин вернулся к власти, а потому, что изменились настроения электората: Путин стал больше критиковать США, а в Америке стали более критичны в отношении внутренней ситуации в России. Как следствие, в России был принят закон по ограничению деятельности НКО и «закон Димы Яковлева», в США — «акт Магнитского».

Возможность вырваться из этого порочного круга зависит от того, насколько к этому готовы политики. Признаки возможной деэскалации появились еще в декабре, когда вице-президент США Джозеф Байден встретился с главой МИДа Сергеем Лавровым. Вашингтон остается заинтересован в том, чтобы вовлечь Москву в обсуждение конкретных проблем, так как конфронтация с Россией не принесет Обаме дивидендов у себя дома. Однако я не уверен, что то же самое можно сказать о Владимире Путине.

. .