Лента новостей
Spiegel сообщил о пятой жертве теракта в Германии 14:17, Статья Семь причин ездить на Lada Aura 14:15 Власти объяснили звуки взрывов в Казани испытаниями на заводе 14:07, Новость Очевидцы рассказали об атаке дронов в Казани. Видео 14:00, Статья Линдси Вонн стала 14-й в первом старте КМ после возобновления карьеры 13:59, Статья Власти назвали срок очистки побережья Кубани от мазута 13:43, Статья Аэропорт Казани снял ограничения на полеты 13:33, Новость Как заставить нейросеть работать за себя 13:33 Бывший чемпион мира по боксу Тьерри Жакоб умер в 59 лет 13:30, Статья Ефимов сообщил о включении участка на Симоновском Валу в программу КРТ 13:15, Новость Российские туристы более чем на сутки застряли в Египте 13:03, Статья Прощание с Валерием Яковлевым пройдет в Чувашском драмтеатре 13:01, Новость От бумеров до зумеров: что для них значит «владеть» автомобилем 12:50 Россия обвинила ПВО Украины в повреждениях посольства Аргентины в Киеве 12:43, Статья Овечкин рассказал о состоянии здоровья после перелома 12:39, Статья Премьер-министр Татарстана Песошин выехал к атакованному дроном дому 12:34, Новость Последствия атаки беспилотников в Казани. Фотогалерея 12:31, Фотогалерея Российские военные заняли Константинопольское под Курахово 12:17, Статья
Газета
Кремль уполномочен выбирать
Газета № 44 (1577) (1203) Общество,
0

Кремль уполномочен выбирать

Прямые выборы губернаторов смогут отменять в любых регионах
Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Действие законопроекта, предусматривающего назначение губернаторов в некоторых регионах как альтернативу прямым выборам, может быть распространено не только на кавказ­ские республики, как считалось ранее. Это следует из поправок в президентский документ, подготовленный ко второму чтению. Сами губернаторы предпочли бы волеизъявление народа поддержке Кремля, считают эксперты.

Сразу после внесения в Госдуму инициативы, предусматривающей для некоторых субъектов Федерации не выборы, а назначение глав регионов, появились косвенные разъяснения, что она предназначена для кавказских республик. В некоторых из них проживают представители более 50 национальностей, и процесс выборов в подобных регионах действительно может быть чреват обострением обстановки.

Идею поддержали представители всех думских фракций. Даже вносились поправки, которые могли бы привязать законопроект к национальному составу регионов. Например, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил прописать в законе, что право назначать главу субъекта должно распространяться только на те регионы, где население составляют две или более нации, каждая из которых составляет не менее 17% от общего числа жителей области.

Однако к сегодняшнему заседанию комитета Госдумы по законодательству, где должны рассматривать как раз поправки ко второму чтению, уточнения, привязывающие законопроект к национальной тематике, в плане к принятию не фигурировали. Это оставляет Кремлю широкий спектр возможностей — например, принимать решение о назначении губернатора в случае заведомо проигрышной ситуации, сложившейся накануне выборов для кандидата от партии власти.

Так, например, основанием для принятия решения о назначении, а не выборах главы того или иного региона могут стать социологические данные, говорящие о низком рейтинге кандидата, удобного власти. Самый поздний срок, когда регион сможет определиться, каким образом он хочет получить нового главу, — 90 дней до дня выборов, а трех месяцев вполне достаточно, чтобы оценить положение и попробовать его изменить путем назначения «своего» человека.

Существующий сейчас закон о выборах, пусть и с почти непроходимым муниципальным фильтром, справедливее, чем вносимые в него в настоящее время поправки, говорит директор НИИ политической социологии Вячеслав Смирнов. Замеры, проведенные им в регионах, говорят, что действующие губернаторы не рады вносимым поправкам, предполагающим именно назначение главы.

При наличии фильтра у действующего губернатора, если он достаточно популярен, велики шансы быть избранным. К тому же у руководителей региона обычно имеется возможность влиять на членов избиркомов. Для того же, чтобы быть назначенным, надо быть популярным у группы людей, приближенной к руковод­ству страны. «К тому же влиять на местный парламент, который проводит назначение, у глав республик получается гораздо хуже, чем на членов избиркомов», — рассуждает г-н Смирнов.

Политолог Михаил Ремизов признает, что угроза использования законопроекта в целях, не связанных с желанием избежать межнациональных конфликтов, существует. «Сказывается недостаток законодательства, не позволяющего провести этническую дифференциацию и на федеральном, и на региональном уровнях. Власть боится идти на то, чтобы каким-то образом официально обозначать особый регламент для национальных республик», — указывает политолог.

Если закон будет принят в существующем виде, нет гарантий, что его применят только для Чечни и других кавказских регионов, категоричен глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. «Давайте в тех регионах, где нормальная ситуация с бандитизмом, сразу после окончания полномочий переходить к прямым выборам, а на Кав­казе — с 2023 года. Это два срока по пять лет. За это время можно навести порядок», — рассуждает депутат. Он внес соответствующие поправки, хоть и не ждет их одобрения со стороны «Единой России».

Причину напряженности на Кавказе Вадим Соловьев видит в отсутствии политической воли навести там порядок, а не в национальных особенностях местного населения — например, в Азербайджане, Грузии и Армении выборы проходят в нормальном режиме.

Второго чтения законопроекта на этой неделе ждать не стоит, дали понять РБК daily в думском комитете. В том виде, в каком он принят в первом чтении, документ предполагает, что главы российских регионов могут избираться депутатами региональных парламентов с подачи президента России, если на местном уровне будут приняты соответствующие законы. Списки кандидатов президенту будут представлять партии, имеющие фракции в Госдуме и парламенте субъекта. В них депутаты предлагают включать не менее трех человек. Это могут быть как члены партий, так и беспартийные.