Бюджетная мобилизация
Откуда взять дополнительно 500 млрд руб. на решение социальных проблем, правительство пока не знает. Ответ на нелегкий вопрос Минфин пообещал дать к лету. Пока профильные ведомства бьются над планами по привлечению в госказну дополнительных средств, Минфин предлагает пополнить бюджет за счет увеличения НДПИ на газ, акцизов, введения налога на недвижимость и сокращения неэффективных налоговых льгот. Впрочем, эксперты считают, что это бюджетную проблему не решит.
Уровень нефтегазовых доходов в 2013 году вырастет до 230 млрд руб. Но эти средства пойдут в Резервный фонд, а не в бюджет, которому явно придется латать дыры. В первую очередь, не оправдываются ожидания Минфина по налоговым сборам. В частности, доходы от НДС в прошлом году оказались меньше показателей 2011 года и составили 5,7% ВВП (3,5 трлн руб.). По прогнозам ведомства, в текущем году доходы от налоговых поступлений должны превысить фактические показатели прошлого года на 8,9%. Правда, глава Минфина Антон Силуанов опасается, что собираемость НДС в первом полугодии снизится. Это произойдет, если компании с госучастием массово пойдут получать налоговые вычеты после завершения крупных инвестпроектов.
Для так называемой мобилизации доходов бюджета Минфин предлагает увеличить налоги на природные ресурсы, акцизы, ввести налог на недвижимость, упразднить неэффективные налоговые льготы, а также улучшить налоговое администрирование. Все это, по оценкам ведомства, должно принести казне 200—250 млрд руб. Кроме того, бюджет рассчитывает получить от приватизации 427 млрд руб. Впрочем, в Минфине опасаются, что средства будут собраны не в полном объеме.
«Мы обеспокоены наполняемостью этой суммы, высказали эту обеспокоенность на совещании, и сегодня рассматривались предложения о продаже пакетов для того, чтобы обеспечить заложенные в бюджет средства от приватизации», — заявил г-н Силуанов на заседании правительства по мобилизации дополнительных доходов бюджета. По его словам, планируется привлечь дополнительно еще 500 млрд руб. Средства, которые пойдут на дополнительные социальные проекты, министр пообещал найти к лету.
«С введением бюджетного правила ситуация складывается жестко. С нынешним лимитом расходной статьи средств хватит только на оборонку и частично на социальную сферу», — предупреждает эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. По ее словам, чтобы увеличивать лимит расходов, необходимо повышать ненефтегазовые доходы. А это проблематично, если учесть, что до 2018 года есть обязательство не повышать ставки базовых налогов. Кроме того, в связи со вступлением в ВТО нельзя трогать пошлины.
«Мы оказались в такой ситуации не потому, что нет доходов, а потому, что у нас большие аппетиты на расходы. Довольно много инфраструктурных проектов», — комментирует завлабораторией финансовых исследований научного направления «Макроэкономика и финансы» Института им Е.Т. Гайдара Алексей Ведев.
Бюджетную проблему, по словам г-жи Пенухиной, повышение ставок налогов на потребление и налог на роскошь не решит, хотя доходную базу регионов эти сборы пополнят. Источники можно искать в повышении НДПИ на газ, и неуглеводородные виды сырья (металлы, минеральные удобрения). Часть предлагаемых мер неэффективна, согласен г-н Ведев: рассчитывать можно разве что на повышение ставок НДПИ на газ. «Будут доходы от приватизации, но соберется ли запланированная сумма на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры?» — сомневается эксперт.