В «армагеддоне» не заинтересованы ни власти Кипра, ни власти ЕС
Сегодня парламент Кипра должен принять решение о том, будет или нет вводиться налог на банковские депозиты. Как считает партнер UFG Wealth Management ДМИТРИЙ КЛЕНОВ, эти меры могут окончательно погубить кипрскую банковскую систему, а также негативно отзовутся на бизнесе многих российских компаний. О возможных сценариях кризиса он рассказал корреспонденту РБК daily ИВАНУ ШЛЫГИНУ.
— Что предпринимают российские компании в связи с проблемами на Кипре?
— В большинстве компаний уже запустили резервные сценарии расчетов в обход Кипра. Теперь следует ожидать открытия представительств российских компаний в других офшорных зонах, таких как Швейцария, Люксембург, страны Балтии. Хотя Кипр всегда был оптимальной юрисдикцией с точки зрения гибкости и налоговой эффективности. И, безусловно, внести изменения в юридическую структуру без финансовых и временных потерь невозможно. Кипр используется крупнейшими российскими компаниями, и проблемы банковской системы этой страны, безусловно, негативно скажутся на их бизнесе.
— Какого оттока средств из банковской системы Кипра можно сейчас ожидать?
— Отток средств с кипрских банковских счетов в ближайшие две недели может составить порядка 40—60%, учитывая, что общий размер клиентских средств в банковской системе этой страны составляет около 100 млрд евро. При этом, по неофициальным оценкам, порядка 60% — это деньги российского происхождения.
— Будет ли это кризис исключительно кипрской банковской системы?
— Нет, затронутыми уже оказались финансовые структуры, связанные в том числе с российскими банками. Фактически были заморожены все транзакции.
Но кризис имеет и более широкое влияние. Создается очень опасный прецедент, который подрывает доверие ко всей европейской банковской системе. Нельзя утверждать, что подобная порочная практика не будет использоваться в случае финансовых проблем у других стран еврозоны, например Испании или Италии.
— Как, по-вашему, будет дальше развиваться ситуация?
— Существуют разные сценарии. Самый негативный из них подразумевает быстрый отток средств из банковской системы. Важно, что медленная скорость принятия решений по этому вопросу только усугубляет ситуацию.
Если же все будет сделано оперативно, то это будет наиболее благоприятным сценарием в сложившемся положении, так как в «армагеддоне» не заинтересованы ни власти Кипра, ни власти Евросоюза.
Сложно ожидать, что кипрская банковская система сможет долго просуществовать после всех этих событий, юридический консультационный бизнес может продержаться чуть дольше, но и ему нанесен непоправимый урон. В любом случае эти 10 млрд европомощи обойдутся Кипру очень дорого.
— Возможен ли какой-то более оптимистичный вариант развития событий?
— Да, возможен, но осадок в любом случае останется, поэтому сложно ожидать полного восстановления кипрской банковской системы в обозримом будущем. Ведь доверие к ней уже потеряно.
Кипр, по сути, жил за счет банковских и юридических услуг, и основа этого бизнеса в конкретном случае — статус надежной офшорной зоны, а также преимущества соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией. Аналогичные преимущества сейчас способны предложить и другие юрисдикции.
— Какие меры могут предпринять кипрские власти для снижения темпов оттока средств?
— Максимум, что они могут сделать, это ввести ограничения на вывод средств. Но это опять же непопулярная мера, которая вызовет панику. Как мне кажется, единственный разумный вариант, который они могут предложить, — это частичное замораживание средств на счетах в размерах, которые они обозначают сейчас, однако не конфискация, как это предлагается сейчас, а выплата их в рассрочку.