Европейские ученые пришли к выводу, что большое количество возможностей для выбора приводит к рискованным решениям. Специалисты провели эксперимент в виде азартной игры, выигрыш в которой зависел от числа вариантов, которые необходимо было проработать. Люди ленились прогнозировать ситуацию и потому проигрывали.
Исследователи из Университета Уорвика в Великобритании и Университета Лугано в Швейцарии придумали азартную игру, чтобы проанализировать, как принятие решений зависит от того, сколько потенциальных вариантов есть у человека.
Они обнаружили, что люди склонны переоценивать вероятность некоторых событий, что приводит их к проигрышу.
«Людям кажется, что они принимают рациональные решения, но эти решения основаны на ошибочной информации», — говорит один из авторов исследования Томас Хиллс из Университета Уорвика.
В исследовании участвовали 64 человека обоих полов, которые должны были выбрать одну из виртуальных коробок на экране компьютера.
Коробки содержали различные суммы денег, например 1 или 5 фунтов. При этом каждая коробка имела свою вероятность выдачи денег — 1:10, 1:3 или 1:1.
У участников была возможность открыть каждую коробку столько раз, сколько они хотели, чтобы определить лежащую в ней сумму и попытаться вывести вероятность выигрыша в будущем.
Как только участники были удовлетворены полученной информацией, они делали свой окончательный выбор, указав на одну коробку.
Игра состояла из пяти туров. Для половины участников коробки с каждым туром увеличивались: сначала их было 2, потом 4, 8, 16 и 32. Для других коробки уменьшались в обратном порядке — от 32 до 2. Исследователи обнаружили, что количество коробок прямо повлияло на качество принятия решений участников.
Чем больше было коробок, тем менее тщательно участники просчитывали возможность выигрыша. Например, когда на экране было две коробки, участники в среднем открыли каждую из них по шесть раз. Когда же на экране появилось 32 коробки, участники открыли их по одному-два раза. При этом они выбирали ту, где лежало 5 фунтов (то есть больший выигрыш), но не стали анализировать, как часто коробка выдает выигрыши. Подобные действия приводили, как правило, к нулевой прибыли.
«Наше исследование показывает, что люди должны следить за тем, чтобы не быть дезинформированными, когда они выбирают одну опцию среди множества. Увеличение выбора может означать только увеличение вероятностей, с которыми люди редко сталкиваются, и к увеличению событий, повторения которых они не хотели бы в ближайшее время. Некоторые области, в которых может применяться это исследование, включают в себя инвестирование в соответствии с текущей обстановкой или выбор диеты, основанный на редких историях успеха», — рассказал РБК daily Томас Хиллс.
Ученый добавил, что в настоящий момент он и его команда продолжают изучать, как избыток информации в реальном мире влияет на принятие человеком рискованных решений.