Ситуация со спасением Кипра должна остаться исключением из правил
Ситуация со спасением Кипра должна остаться исключением из правил
Еврокомиссар по внутренним рынкам поделился своим мнением о методах урегулирования финансового кризиса
Евросоюзу в кратчайшие сроки необходимо принять закон о порядке ликвидации банков, чтобы ситуация, аналогичная кипрской, не повторилась, считает еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье. В интервью Handelsblatt он поделился своим мнением о методах урегулирования финансового кризиса на Кипре и структурных реформах еврозоны в целом.
— Г-н Барнье, глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум считает технологию разрешения кризиса на Кипре моделью для будущих бэйлаутов. Согласны ли вы с этим?
— Я далек от того, чтобы спорить с г-ном Дейсселблумом. Однако, на мой взгляд, ситуация с Кипром уникальна и требует неординарных мер. В этой стране одновременно проявились сразу несколько проблем: банки на грани банкротства, слабый банковский надзор и слишком большой финансовый сектор в сравнении с ВВП. Наличие громадной финансовой отрасли внутри очень маленькой реальной экономики — единственный в своем роде случай в еврозоне.
— Большие финансовые секторы имеются и в других странах Евросоюза, например в Люксембурге.
— В Люксембурге банковский надзор работает лучше, чем на Кипре. Эти две страны нельзя сравнивать.
— Однако слабые места есть и в финансовом секторе Люксембурга. На это МВФ обращал внимание еще два года назад.
— С тех пор многое улучшилось. Мы приняли уже 28 законов, направленных на предотвращение будущих кризисов, достигли согласия по новым правилам достаточности собственного капитала банков и о создании в ЕЦБ нового банковского надзора. Только что вступили в силу правила торговли деривативами. Все это делает финансовый сектор более прозрачным и устойчивым, и в Люксембурге тоже.
— И все же банковский кризис никак не заканчивается. Не следует ли ЕС ускорить решение вопросов регулирования финансовых рынков?
— Прогресс в этом направлении есть. В рамках еврозоны мы очень активно работаем над созданием банковского союза. Банковский надзор ЕЦБ уже в 2014 году будет в полной боеготовности. Если бы мы имели его раньше, то дело бы до такого тяжелого кризиса, как на Кипре, не дошло. Банковский надзор ЕЦБ наверняка бы потребовал, чтобы банки Кипра увеличили долю собственного капитала, прекратили отмывать грязные деньги и сократили объемы кредитования.
— На Кипре вкладчики и инвесторы впервые принимают участие в расходах на санацию банков. Может ли подобное случиться теперь и в других странах?
— Вкладчиков на Кипре, на счетах которых менее 100 тыс. евро, это не коснулось. На мой взгляд, это очень важный момент. В ЕС существует система страхования вкладов, которую необходимо уважать.
— А что со счетами, на которых больше 100 тыс. евро? В какой мере еще можно говорить об их надежности в еврозоне?
— Меня заботит в первую очередь то, защищены ли мелкие вкладчики и налогоплательщики в тот момент, когда какой-то банк начинает испытывать трудности. Этому посвящен мой законопроект о порядке ликвидации банков, который в настоящий момент обсуждается в Европарламенте. В тексте закона указано, что если нет другой возможности, то к расходам на контролируемое банкротство можно привлекать кредиторов первой очереди и владельцев незастрахованных вкладов.
— Иными словами, ситуация, аналогичная кипрской, может повториться?
— Сначала Евросоюз должен принять директиву о порядке ликвидации банков. Тогда появятся четкие правила игры для всех, кто инвестирует свои средства в банки.
— В случае с Кипром ждать появления этой законодательной базы, чтобы отобрать деньги у инвесторов и вкладчиков, не стали.
— Да, и именно по этой причине Кипр должен оставаться единичным случаем до тех пор, пока вопрос о порядке ликвидации банков не будет урегулирован в ЕС законодательно.
— Свод законов о порядке ликвидации банков вот уже целый год буксует в недрах ЕС. Как долго это еще продлится?
— Надеюсь, что до лета будут приняты оба уже готовых проекта директив. Это послужит гарантией того, что во всех странах ЕС банки создадут национальные фонды для ликвидации банков и страхования вкладов. Потом нам необходимо создать европейское ведомство по ликвидации банков. Соответствующий законопроект мы представим еще до летних каникул.
— Это ведомство будет создано при ЕЦБ?
— Структура, занимающаяся ликвидацией банков, не должна иметь то же подчинение, что и банковский надзор. Поэтому речь идет о независимой структуре. Ее задачей станет организация взаимодействия между национальными фондами ликвидации банков.
— Намерены ли вы в дальнейшем заставлять национальные фонды — при наступлении чрезвычайной ситуации — одалживать друг другу деньги?
— Нет. Речь будет идти о добровольном сотрудничестве. Для начала нам необходимо добиться того, чтобы каждая страна заботилась о своих банках и чтобы между государствами ЕС существовало взаимное доверие. Этого пока еще нет.
— Ситуация с Кипром поставила вопрос о том, не следует ли уменьшить финансовый сектор и в других странах Евросоюза.
— Полагаю, что нам нужно присмотреться к размерам некоторых банков. Во Франции балансовая сумма каждого из трех крупнейших банков в отдельности превышает ВВП страны. В Германии то же самое можно сказать о Deutsche Bank. Я поручил рабочей группе под руководством главы центробанка Финляндии Эркки Лииканена проанализировать эту проблематику и дать свои предложения.
— Когда появится ваш законопроект по этой теме?
— Не позднее сентября.
— Давайте еще раз вернемся к Кипру: временами кризисный менеджмент казался хаотичным. Что можно было бы улучшить в этом плане?
— По поводу пакета мер спасения Кипра велась очень жесткая дискуссия. При этом каждый выполнял свою работу как мог. Урок, который я из этого вынес, — мы должны укрепить руководство зоной евро. В валютном союзе нам нужен свой министр экономики и финансов. Для этого надо объединить посты председателя Еврогруппы и еврокомиссара по экономике.