Миссионерская диспозиция
Правительство внесло в Госдуму поправки к закону «О свободе совести и религиозных объединениях», которые запрещают участвовать в религиозной деятельности экстремистам, спонсорам террористов и иностранцам, чье нахождение в России нежелательно. Эксперты называют это попыткой контролировать представителей радикального ислама, но видят в документе лазейки для злоупотреблений со стороны чиновников. Депутаты согласились с актуальностью вопроса, но намерены корректировать формулировки, «чтобы никого не обидеть».
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что к его написанию авторов подтолкнул действующий закон об НКО. Ограничения, прописанные в нем, не распространяются на религиозные организации. Это, по мнению чиновников, «нарушает конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом и создает предпосылки для распространения на территории России религиозного экстремизма».
«Очень сомнительная инновация, — считает директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Это придумали для альтернативных мусульманских организаций. Проблема реальна, но под удар может попасть кто угодно». По его мнению, неправильно распространять запрет религиозной деятельности на участников и членов организаций, поскольку закон не дает четкого определения, кого под ними подразумевать. Это может спровоцировать злоупотребления со стороны чиновников к закрытию части религиозных организаций.
Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) сообщил РБК daily, что законопроект будет рассмотрен в короткие сроки. Он связал появление поправок с обострившейся в национальных республиках проблемой радикального ислама. «Поправки подготовлены с целью привести закон в соответствие, — добавил депутат. — Когда законопроект попадет к нам, нужно будет четко все прописать, чтобы не было возможности злоупотреблять, нужно учитывать многоконфессиональный состав страны».