«Желтая карточка» для Apple
Китайские СМИ и чиновники начали кампанию по дискредитации американской Apple, обвиняя ее в высокомерии и жадности. Пекин не устраивает нежелание Apple инвестировать в страну, кроме того, это может быть своего рода ответ на притеснения китайской Huawei на телекоммуникационном рынке США, считают аналитики.
Старт массированной атаки китайских СМИ на Apple начался еще 15 марта, во Всемирный день защиты прав потребителей. Тогда по китайскому центральному телевидению CCTV был показан репортаж о том, что Apple якобы гораздо хуже относится к китайским клиентам, чем к западным. В частности, компания обвинялась в практике двойных стандартов при гарантийном обслуживании — клиентам в китайских сервисных центрах при замене не выдавали полностью новый аппарат, а оставляли старую заднюю панель. Это позволяло сократить гарантийные обязательства компании — выданный смартфон имел элемент старой модели, а значит, срок гарантийного обслуживания не продлевался на год, как того требует китайское законодательство. Вскоре выяснилось, что телеканал заплатил знаменитостям, чтобы те специально высказались против Apple в социальных сетях вроде Weibo.
Через несколько дней к кампании присоединился ряд центральных газет, включая China Daily, которые в своих материалах называли Apple невероятно высокомерной, бесчестной и жадной компанией. Не остались в стороне и чиновники. Так, глава Министерства промышленности и информационных технологий Мяо Вэй посетовал, что китайцы стоят в очередях ночи напролет, чтобы купить новый iPhone, в то время как местные производители выпускают достаточное количество смартфонов, чтобы удовлетворить их нужды. А в четверг, 28 марта, Государственное управление контроля за качеством пригрозило, что Apple придется внести изменения в правила гарантийного обслуживания в Китае, а иначе та «столкнется с серьезными последствиями». «Кампания против Apple безусловно инициирована и скоординирована на самом верху, судя по участию в ней авторитетных СМИ. Акция очень эмоциональная, апеллирующая к самым широким массам китайцев», — сказал РБК daily управляющий партер Caderus Андрей Акопян.
Причин для подобных действий несколько, считают эксперты. «Это своеобразная «акция возмездия», ответ на противодействие со стороны американских властей расширению бизнеса Huawei и ZTE в США. Сначала доклад американской разведки назвал эти компании «угрозой для безопасности страны» и порекомендовал своим компаниям отказаться от сотрудничества с ними. А 26 марта президент США Барак Обама утвердил правила расходования средств госструктурами США, запрещающие закупать оборудование, произведенное китайскими компаниями, что для них, конечно, большой удар», — пояснил г-н Акопян. Первой жертвой новой американской политики стала Huawei, от закупок продукции которой отказались американский оператор сотовой связи Sprint Nextel и ее японский партнер Softbank.
Кроме того, Китай не устраивает, что Apple недостаточно инвестирует в страну, используя ее как сборочный цех и рынок сбыта. «Пекин недоволен уровнем инвестиций Apple. Открытие давно анонсированного научно-исследовательского центра помогло бы улучшить имидж компании и заставило бы умолкнуть ее критиков. Ведь это означало бы момент престижа для Китая», — пишет блогер Даг Янг. У таких американских технологических гигантов, как IBM, Cisco, Hewlett-Packard, Intel, Google, Microsoft, Oracle и Yahoo!, такие центры в КНР уже есть.
Наконец, власти пытаются защитить местных производителей Lenovo, Huawei и ZTE. По данным IDC, в третьем квартале Apple скатилась на шестое место на местном рынке смартфонов, пропустив вперед всех трех местных игроков. Однако продажи iPhone5 стартовали здесь только в середине декабря, поэтому в четвертом квартале Apple, как ожидается, оттеснит хотя бы пару из них назад.
Apple не первая иностранная компания, которая в последнее время подвергается информационной атаке со стороны китайских СМИ. Ранее подобную тактику Пекин опробовал на немецких автопроизводителях, которые оказались гораздо сговорчивее. В ответ на критику СМИ Volkswagen отозвал сотни тысяч машин для исправления обнаруженного дефекта, а Daimler пообещал уладить неполадки, подчеркнув, что в компании «всячески приветствуют и ценят участие СМИ в контроле за качеством продукции». Apple пока упрямится — компания только разместила на официальном сайте изложение правил гарантийного обслуживания на китайском после претензий по обслуживанию.
Эксперты считают, что Apple все-таки придется заняться «исправлением ошибок» и пойти навстречу властям. Тем более что рычагов давления у Пекина достаточно. СМИ снова вспомнили о низких зарплатах на заводах Foxconn, где собираются iPhone и iPad (рабочие хотят повышения зарплаты вдвое с текущей средней 250 долл. в месяц). «Китай набирает политический, экономический, рыночный вес, и количество начинает переходить в качество: Китай готов защищать свой рынок, своего потребителя», — подчеркнул г-н Акопян. А упускать китайский рынок Apple не может себе позволить. КНР является вторым по величине рынком сбыта для корпорации после США, обеспечивая 13% продаж. А вскоре он может стать и первым — рост продаж в годовом соотношении составляет 67%, что намного выше, чем в США (15%), Европе (11%) и Японии (18%).