Лента новостей
Биатлонисты Поршнев и Шевченко выиграли масс-старты на Кубке Содружества 13:00, Статья В Новосибирске неизвестный устроил пожар в отделении «Сбера» 12:36, Новость Лучшая российская лыжница стала седьмой в первой гонке за полтора года 12:29, Статья Российская армия взяла под контроль родное село композитора Прокофьева 12:21, Статья Глава Белгородской области сообщил об атаках ВСУ на 12 населенных пунктов 12:08, Новость Как снабжают электроэнергией крупные научные центры 12:07 В Иране обнаружили убитым российского дальнобойщика 12:05, Новость В «Сбере» объяснили, как мошенники убеждают людей атаковать банки 11:55, Статья Путин заявил, что предыдущее поколение политиков разрушало Россию 11:43, Новость Путин заявил о готовности России к компромиссам с другими странами 11:34, Новость Путин заявил, что отказ от начала спецоперации был бы преступным 11:29, Статья Каким будет ИТ будущего 11:22 Экипаж найденного на Камчатке самолета Ан-2 госпитализировали 11:16, Новость Путин заявил, что у России не пропадало желание взаимодействовать с США 10:55, Новость Путин напомнил о «нулевой мировой войне» 10:41, Статья Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдых 10:33 Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реванше 10:26, Статья Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на Камчатке 10:13, Новость
Газета
Суперслух для пилотов
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

Суперслух для пилотов

Новая система создает 3D-звук в наушниках летчика
Фото: Raytheon
Фото: Raytheon

Американская аэрокосмическая компания Raytheon разработала новую систему 3D Audio для военных пилотов, которая предупредит их о типе угрозы и точном ее нахождении. Система создает направленный звук, который появляется в том месте, откуда исходит опасность.

Одна из проблем военных пилотов заключается в том, что звук в наушниках не имеет ярко выраженной направленности. Если летчик слышит несколько радиосообщений из разных источников, звук сливается воедино и искажается.

3D Audio помогает пилотам различать несколько радиоканалов одновременно. Это похоже на то, как человек общается с несколькими людьми на вечеринке. Так как участники разговора стоят в разных местах, легче понять, кто о чем говорит, даже если голоса звучат одновременно.

Система Raytheon понимает, когда пилот поворачивает голову, и звук в наушниках «перемещается» в соответствии с его движением. Кроме того, пилот может настроить систему так, чтобы голос определенного человека звучал в определенном месте. Например, голос второго пилота звучал с правой стороны, голос пассажира — сзади, а авиадиспетчера — спереди.

Еще одна немаловажная функция системы — это аудиопредупреждение о внешних опасностях. Фактически летчик будет слышать то, что происходит в километрах за бортом самолета, с какой именно стороны, и потому сможет быстрее среагировать, например, на атаку противника.

Современные технологии предупреждения пилотов об опасности требуют, чтобы они посмотрели сначала на картинку на дисплее, прежде чем предпринять дальнейшие действия. С 3D Audio в дополнение к этому пилоты получат геопространственное обозначение угроз, что поможет им быстрее сориентироваться и реагировать.

По мнению партнера венчурного фонда T34Moscow Михаила Демидова, 3D Audio сможет функ­ционировать только как рабочий прототип, потому что пилот не сможет полностью сконцентрироваться только на слухе.

«Слух как один из органов чувств практически не был охвачен ни одним подобным изобретением. Однако я думаю, что эта технология не совсем ноу-хау, а просто доработка динамика. Когда пилот находится в небе и слушает, что ему говорят с земли, сложно сделать так, чтобы не было какофонии, которая, вероятно, будет наблюдаться и при использовании 3D-звука. Поэтому, на мой взгляд, такая система — излишество», — добавил г-н Демидов.

«Данная система может помочь военным пилотам уменьшить время реакции, к примеру, при экстренном сообщении о надвигающейся угрозе со стороны источника звука. Основная же сложность заключается в четкой реализации системы, ведь помимо постоянного контроля положения головы летчика и правильной работы звуковых динамиков необходимо также достоверно определять положение реального источника звука/угрозы, ведь в противном случае данная система может просто дезориентировать пилота», — считает сотрудник лаборатории спектроскопии наноматериалов Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН Александр Чернов.