Лента новостей
Суд вдвое снизил срок наказания экс-главе банка БКФ Миримской 16:38, Статья Путин объяснил, почему мораторий на штрафы застройщикам не продлят 16:38, Статья ФСБ заявила о предотвращении взрыва на объекте «Транснефти» 16:36, Статья Собиравшийся выступить на «Тур де Ски» лыжник Волков вернулся в Россию 16:26, Статья Папа римский Лев XIV призвал к 24-часовому перемирию на Украине 16:21, Новость Военная операция на Украине. Главное 16:21, Статья Кремль объяснил, почему встреча Путина с бизнесменами будет закрытой 16:19, Новость Совфед рекомендовал МИДу восстанавливать отношения России с США 16:18, Статья Собянин заявил о дефиците 500 тыс. работников в Москве 16:16, Статья Совфед одобрил упрощение получения лицензий на продажу алкоголя 16:14 Плющенко заявил, что тратил ₽5 млн в год на Костылеву 16:10, Статья В Париже украли сапфир стоимостью €150 000 16:02, Новость Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ 16:00 Бондарчук, Петров и Эйдельштейн посетили премьеру фильма «Буратино» 15:59, Статья К охоте на телефонных мошенников подключился новый оператор 15:51 В сборной пожаловались на нехватку персонала для лыжников на Кубке мира 15:50, Статья На подлете к Москве сбили пять дронов с начала суток 15:45, Статья ЦБ объяснил, почему выдача льготной ипотеки выросла в конце 2025 года 15:40, Статья
Газета
Суперслух для пилотов
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

Суперслух для пилотов

Новая система создает 3D-звук в наушниках летчика
Фото: Raytheon
Фото: Raytheon

Американская аэрокосмическая компания Raytheon разработала новую систему 3D Audio для военных пилотов, которая предупредит их о типе угрозы и точном ее нахождении. Система создает направленный звук, который появляется в том месте, откуда исходит опасность.

Одна из проблем военных пилотов заключается в том, что звук в наушниках не имеет ярко выраженной направленности. Если летчик слышит несколько радиосообщений из разных источников, звук сливается воедино и искажается.

3D Audio помогает пилотам различать несколько радиоканалов одновременно. Это похоже на то, как человек общается с несколькими людьми на вечеринке. Так как участники разговора стоят в разных местах, легче понять, кто о чем говорит, даже если голоса звучат одновременно.

Система Raytheon понимает, когда пилот поворачивает голову, и звук в наушниках «перемещается» в соответствии с его движением. Кроме того, пилот может настроить систему так, чтобы голос определенного человека звучал в определенном месте. Например, голос второго пилота звучал с правой стороны, голос пассажира — сзади, а авиадиспетчера — спереди.

Еще одна немаловажная функция системы — это аудиопредупреждение о внешних опасностях. Фактически летчик будет слышать то, что происходит в километрах за бортом самолета, с какой именно стороны, и потому сможет быстрее среагировать, например, на атаку противника.

Современные технологии предупреждения пилотов об опасности требуют, чтобы они посмотрели сначала на картинку на дисплее, прежде чем предпринять дальнейшие действия. С 3D Audio в дополнение к этому пилоты получат геопространственное обозначение угроз, что поможет им быстрее сориентироваться и реагировать.

По мнению партнера венчурного фонда T34Moscow Михаила Демидова, 3D Audio сможет функ­ционировать только как рабочий прототип, потому что пилот не сможет полностью сконцентрироваться только на слухе.

«Слух как один из органов чувств практически не был охвачен ни одним подобным изобретением. Однако я думаю, что эта технология не совсем ноу-хау, а просто доработка динамика. Когда пилот находится в небе и слушает, что ему говорят с земли, сложно сделать так, чтобы не было какофонии, которая, вероятно, будет наблюдаться и при использовании 3D-звука. Поэтому, на мой взгляд, такая система — излишество», — добавил г-н Демидов.

«Данная система может помочь военным пилотам уменьшить время реакции, к примеру, при экстренном сообщении о надвигающейся угрозе со стороны источника звука. Основная же сложность заключается в четкой реализации системы, ведь помимо постоянного контроля положения головы летчика и правильной работы звуковых динамиков необходимо также достоверно определять положение реального источника звука/угрозы, ведь в противном случае данная система может просто дезориентировать пилота», — считает сотрудник лаборатории спектроскопии наноматериалов Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН Александр Чернов.