Лента новостей
Бывший чемпион мира не согласился с решением судей о победе Усика 04:50, Статья Дюбуа прыгнул на ринг и предложил реванш победившему Фьюри Усику 04:45, Статья SVT узнал, куда отплыло китайское судно из дела обрыва кабелей в Балтике 04:36, Статья ТАСС узнал число поджогов банкоматов и взрывов в Москве из-за мошенников 04:14, Статья Трамп назначил получившего 13 «Эмми» продюсера спецпосланником в Британии 04:05, Новость В Мосгордуме напомнили о повышении социальной доплаты к пенсиям москвичей 04:04, Статья Как устроены энергетические гиганты России 03:52 В Тульской области объявили угрозу атаки дронов 03:51, Новость Россия заявила, что посольство Португалии в Киеве повредили ПВО Украины 03:27, Новость С билетов «Укржелдороги» убрали перевод на русский язык 03:25, Статья Над Брянской областью сбили пять беспилотников 03:06, Новость Следствие назвало возможный мотив подозреваемого в теракте в Магдебурге 02:54, Статья Усик второй раз подряд победил Фьюри в чемпионском бою 02:36, Статья В Орловской области из-за дрона загорелся объект топливной инфраструктуры 02:26, Статья Вооруженные группировки объединят и отдадут в подчинение Минобороны Сирии 02:20, Статья В Николаеве произошли взрывы 01:57, Новость WP узнала о послании Турции к России после начала свержения Асада 01:41, Статья МИД призвал Румынию взять обратно слова о вмешательстве России в выборы 01:41, Новость
Газета
Битва за тариф
Газета № 60 (1593) (0304) Общество,
0

Битва за тариф

Япония хочет удешевить электроэнергию для потребителей
Фото: EPA
Фото: EPA

Япония готовится к самой масштабной за последние полвека реформе своего энергетического сектора. Власти разделят энергетические компании на генерирующие и сбытовые, а также предоставят гражданам возможность самим выбирать поставщика электроэнергии (сейчас это могут делать только компании). Нововведения должны привести к снижению тарифов на электроэнергию для граждан.

Правительство Синдзо Абэ во вторник одобрило разработанный законопроект. «Реформированию подвергнется вся система, начиная с производителей и заканчивая предприятиями, отвечающих за доставку электричества потребителям», — сказал министр индустрии Тосимитцу Мотеги. Если парламент поддержит законопроект, то изменения начнутся уже в 2015 году, а полностью реформа завершится к 2020 году.

Разделение энергетических компаний на генерирующие и сбытовые должно способствовать снижению тарифов. По данным Nomura Securities, электроэнергия обходится японцам вдвое дороже, чем в США, и втрое — чем в Южной Корее. При этом энергетики вовсю перекладывают издержки, связанные с переходом на импортную нефть и газ, на потребителей. В прошлом году ставки для граждан выросли на 8%, до 32 центов за 1 кВт·ч. Электричество для крупных потребителей, ставки для которых не регулируются государством, подорожало вдвое, до 23 цента за 1 кВт·ч. Эксперты считают, что нововведения, которые нарушат монополию действующих компаний, — расплата за господдержку энергетикам более чем на 17 млрд долл.

«Это очень позитивный шаг для Японии. После фактического отказа от ядерной энергетики стране пришлось увеличить импорт газа и нефти, что сказалось на производителях. Последние компенсировали рост издержек повышением тарифов. Целью правительства является снизить цены, облегчив вход на рынок новым игрокам, а также гарантировать стабильные поставки энергии», — сказал РБК daily аналитик Capital Economics Марк Уильямс. Сейчас в Японии работают всего два из 50 ядерных реакторов. По данным Управления по информации в области энергетики США (IEA), ядерная энергия покрывает всего 1,7% нужд в электричестве (до аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году реакторы обеспечивали до 30% электроэнергии).

Япония является крупнейшим производителем электроэнергии после США и Китая (на ее долю приходится 5,2% всего производимого в мире электричества). По данным EIA, местный рынок поделен между десятью компаниями, которые конт­ролируют 85% производственных мощностей. Крупнейшим игроком из них является Tokyo Electric Power Company (TEPCO) — 27% рынка.

Примечательно, что правительство уже предпринимало попытку либерализации энергорынка в начале 2000-х годов. Тогда дело ограничилось разрешением для крупных потребителей электричества — вроде заводов, офисных зданий и больниц — самим выбирать поставщиков. Граждане такой возможности не получили — против дружно выступило энергетическое лобби, заблокировавшее эту поправку в парламенте. Впрочем, и для компаний возможность выбора оказалась довольно условной — только 2% из их общего числа сменили поставщиков. Дело в том, что действующие монополисты являются таковыми не только в производстве, но также в передаче и распределении электричества. А значит, мелким независимым игрокам приходится платить высокие сборы за доставку электричества. В результате они не могут предложить более гибкие по сравнению с конкурентами тарифы.