ВЭБ поможет «Трансмашхолдингу»
«Трансмашхолдинг» раскрыл условия соглашения между подконтрольной ему компанией «ТМХ-Сервис» и Внешэкономбанком (ВЭБ) в рамках покупки 75% акций «Желдорреммаша». Как выяснилось, банк предоставил сервисной компании кредитную линию на 6,3 млрд руб. Взамен ВЭБ получил в залог 12,5% акций «ТМХ-Сервиса», оцениваемые в 262,5 млн руб.
В ноябре 2012 года «ТМХ-Сервис» одержал победу в конкурсе РЖД на покупку 75% минус две акции компании «Желдорреммаш», специализирующейся на ремонте локомотивов (всего в холдинг входят десять заводов). Контрольный пакет обошелся «ТМХ-Сервису» в 7,9 млрд руб. и был оплачен в конце года. В январе компания призналась, что часть сделки финансировал ВЭБ. Подробности сделки не раскрывались.
«ТМХ-Сервис» получил от ВЭБа кредитную линию в размере 6,33 млрд руб. Но судя по всему, компания пока воспользовалась лишь малой частью этой суммы. При этом, как следует из материалов ТМХ, сама компания передала в залог банку 12,5% собственных акций номинальной стоимостью 262,5 млн руб. (залоговая стоимость — 210 млн руб.). В «ТМХ-Сервисе» не стали пояснять РБК daily условия кредитного соглашения, сославшись на конфиденциальность этой информации. В ВЭБе отказались комментировать соглашение с ТМХ.
Тот факт, что «ТМХ-Сервис» заложил часть акций по кредиту, — обычное дело, а вот участие ВЭБа в этой сделке можно считать скорее исключением из правил, говорит Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». По словам аналитика, как правило, ВЭБ финансирует только очень крупные проекты, имеющие важное экономическое значение, либо проекты с долгим сроком окупаемости, которые не под силу кредитовать частным банкам. Например, ВЭБ финансировал открытие завода Sollers на Дальнем Востоке, а также зашел в калийный проект «Акрона», но этот случай не из тех, отмечает аналитик. С другой стороны, вполне возможно, что у ВЭБа есть совместный проект с «Трансмашхолдингом», и тогда действия банка вполне понятны, резюмирует г-жа Сахнова.
Однако до сих пор ни в одном из открытых источников не проходила информация о возможном сотрудничестве ВЭБа с «Трансмашхолдингом». Известно лишь, что ВЭБ мог стать инвестором строительства ветки метро в Киеве и вел переговоры с «Трансмашхолдингом» о вхождении последнего в пул участников строительства.