Недоходные места
По итогам 2012 года регионы провалили плановые бюджетные показатели. Так, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, а фактический прирост оказался практически вдвое меньше. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%, констатируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.
Согласно основным направлениям бюджетной политики на ближайшие три года, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должен был составить 12%. Однако реальный прирост оказался почти вдвое меньше ожидаемого Минфином — всего 6,4%. Хуже всего обстоят дела с бюджетом Чукотского округа (-14,56%), Карелии (-11,39%) и Белгородской области (-9,68%). Впрочем, есть и отличившиеся: наиболее быстрыми темпами росли доходы Калмыкии (57%) и Сахалинской области (45,7%).
Основная часть налоговой базы регионов формируется за счет прямых налогов — налога на прибыль и НДФЛ. Однако рост по налогу на прибыль фактически оказался на уровне 2,7% вместо запланированных 16,2%. По подсчетам ведущего эксперта Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, сокращение поступлений налога на прибыль испытал каждый третий региональный бюджет. Тяжелее оказалось с собираемостью в Чеченской Республике (-57%), Ингушетии (-46%) и Мурманской области (-32,7%). Лучшие показатели продемонстрировал бюджет Астраханской (84,8%), Калужской (66,6%) и Архангельской областей (66,2%).
Вопрос исполнения региональных бюджетов связан не только с вялым ростом собственных доходов. Это и уменьшение федеральных трансфертов, и одновременно увеличение расходной нагрузки, перечисляет г-н Чернявский. Речь идет об определенных федеральных мандатах, предписывающих регионам наращивать расходы. Эти расходы касаются в первую очередь майских президентских обещаний о повышении заработных плат для бюджетников.
Региональным бюджетам пришлось увеличить расходы на образование и здравоохранение (более 7,5%). При этом многие были вынуждены сокращать другие виды расходов. Так, регионы в 2012 году не осилили инвестиции в инфраструктурные проекты. В целом на поддержку экономики ушло не более 4%. Это несколько меньше затраченных в 2011 году средств. В целом по итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1%.
По мнению экспертов, ситуация складывается опасная. По словам г-на Чернявского, в ближайшие годы регионы будут наращивать дефицит бюджета из-за роста расходных статей, спущенных с федерального уровня. Эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов полагает, что региональный долг будет увеличиваться, если только ситуация с обеспечением доходной базы не переломится. «Но это произойдет едва, поскольку резервы для наращивания налоговой базы ограничены. Реальных источников для децентрализации налоговых поступлений тоже нет. Единственным источником могут стать межбюджетные трансферты, но в планах Минфина их наращивания нет», — считает он.
«Региональным бюджетам выдали достаточно большой социальный мандат, а доходную базу не увеличили. Регионы оказались вынуждены занимать у федерального бюджета», — добавляет эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличивать трансферты либо передать на региональный уровень часть НДС, предлагает она.