Лента новостей
Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показатели 21:18 Семь человек погибли в аварии с микроавтобусом в ЛНР 21:15, Новость Украина решила обучить ИИ по видео с дронов с поле боя 21:10, Статья Песков заявил, что удары ракет по России наводят специалисты из США 20:53, Новость В Петербурге умерла балерина Ирена Баженова 20:38, Новость Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 20:29 Тарасова подвела итоги чемпионата России по фигурному катанию 20:28, Статья Премьер Швеции начал рождественскую речь со слов о помощи Украине 20:15, Новость В Кремле пообещали ответить на запрос Абхазии о поставке электроэнергии 20:05, Статья Депутат Рады заявил о трех новых требованиях МВФ к Украине 20:00, Новость В Польше сочли провокацией размещение флага УПА на переданных Киеву БТРах 19:53, Статья Беглов показал проект будущего мемориала в честь битвы за Ленинград 19:50, Статья Сколько стоит взломать ваш бизнес. Тест 19:45 Песков отреагировал на допуск российских фигуристов к отбору на Олимпиаду 19:41, Статья В Москве задержали бывшего замминистра просвещения по делу о хищении 19:39, Статья СКА в овертайме обыграл «Адмирал» в матче КХЛ 19:34, Статья Хинштейн решил организовать проверку курской Корпорации развития 19:20, Новость Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск 19:09, Статья
Газета
Ипотека загоняет в кабалу
Газета № 70 (1603) (1704) Общество,
0

Ипотека загоняет в кабалу

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

После продажи залоговой квартиры заемщиков, которые не могут обслуживать кредит, 93% банков остаются с необеспеченным долгом на балансе. Цена жилья зача­стую не покрывает остаток по кредиту, и финансистам приходится взыскивать долг, не имея козыря в виде обеспечения, которое клиент боится потерять.

К такому выводу пришли специалисты страховой компании АИЖК и Финансового университета. Опрос 43 банков показал, что уровень возврата подобных проблемных долгов в среднем составляет 32%.

Как полагает старший вице-президент ВТБ24 Андрей Осипов, эта статистика, скорее всего, показывает данные по кредитам, выданным еще до кризиса. В 2007—2008 годах были распространены ипотечные сделки с нулевым первоначальным взносом — это обеспечило повышенный риск неплатежей во время кризиса и после него. «Кроме того, в 2009—2010 годах существенно падала стои­мость недвижимости», — поясняет г-н Осипов. Поскольку цена продажи была заметно ниже цены покупки, у заемщиков возникала задолженность даже после продажи квар­тиры, и многие клиенты до сих пор не исполнили обязательства перед банками.

Участники рынка согласны с выводами исследования о том, что собираемость необеспеченной задолженности, оставшейся от ипотеки, действительно находится на низком уровне. «Связано это с полным отсутствием мотивации заемщика погашать кредит, — полагает г-н Осипов. — Изначально клиент привлекал средства именно на покупку квартиры, а оказавшись без жилья и с остатком по кредиту, клиент вряд ли будет заинтересован в обслуживании задолженности».

Для минимизации убытков СК «АИЖК» и Финансовый университет рекомендуют банкам использовать ипотечное страхование кредитора — оно защищает от риска непогашения ссуды. Но сами банки пока не так часто используют этот инструмент. «Премию надо единовременно оплачивать из своих средств, в то же время ее нельзя отнести на расходы и потому она не уменьшает налогооблагаемую базу, — рассуждает член правления банка «ДельтаКредит» Денис Ковалев. — Поскольку это новый вид страхования, нет статистики страховых случаев и понятной правоприменительной практики». По его словам, расходы на подобную услугу будут ложиться на плечи клиента — ипотечные кредиты будут дорожать и покупка квартиры станет менее доступной.

В то же время, как показало исследование, теоретически 63% опрошенных банков рассматривают страхование как механизм компенсации долга заемщика.