Инфляция vs ставки
Высоки ли ставки по кредитам? Правда ли, что при снижении инфляции ставки по кредитам банков заемщикам тоже снизятся? Может ли ЦБ обеспечить снижение ставок в экономике простым решением снизить свою базовую ставку прямо сейчас? Эти темы являются сегодня предметом дискуссии среди экономистов и в органах власти, в том числе на недавно прошедшем экономическом совещании у президента.
Очень приблизительно можно попытаться разложить современную структуру средней ставки по кредиту среднему клиенту следующим образом. Стоимость пассивов (привлеченные депозиты, текущие счета клиентов, оптовое финансирование) для устойчивого банка из числа топ-30, которым принадлежит более 80% кредитного портфеля в отечественной экономике, сегодня составляет примерно 6—7% годовых. Примерно на уровне инфляции, которая прогнозируется на 2013 год.
Стоимость риска может достигать 3%, и чистая маржа, которую банки предпочитают иметь, — не менее 4%. На практике у одних банков этот показатель выше 4%, и иногда существенно выше, у других — меньше. Тем не менее средняя ставка исходя из этой экономики — где-то 14%. Далее вариации вокруг этой ставки в большую, а иногда и в меньшую сторону зависят от заемщика и типа кредитного продукта. Разрыв с уровнем ожидаемой инфляции выглядит довольно значительным, но именно с такими ставками сталкиваются сегодня заемщики в банках.
С другой стороны, уровень ставки зависит и от экономических условий — спроса на кредитные ресурсы со стороны заемщиков. Сегодня спрос на кредиты со стороны крупных компаний невелик, а вот со стороны небольших и средних компаний спрос имеется.
Ставки по займам для таких компаний повыше, чем упомянутые 14%. Ставки банков по потребительским кредитам, на которые в недавнем прошлом ощущался высокий спрос, еще выше, и в зависимости от типа продукта, ориентированного на определенную по риску группу заемщиков, достигали у разных банков нескольких десятков процентов годовых. Причина — более высокая стоимость риска, закладываемая в процентную ставку по кредиту.
Таким образом, ставка процента определяется уровнем ожидаемой инфляции, стоимостью риска и целевым уровнем чистой маржи. Соответственно, снижение ставок возможно за счет всех этих факторов, включая снижение стоимости риска, которая определяется целым рядом факторов, или снижение чистой маржи, которая во многом зависит от уровня конкуренции в банковском бизнесе — чем совершеннее конкуренция, тем меньше маржа под воздействием рынка.
Можно предположить, что, если в результате последовательной политики регуляторов инфляция будет устойчиво снижаться, стоимость пассивов в балансах банков также будет снижаться. Просто банки почувствуют, что держатели депозитов готовы согласиться на это, так как в реальном выражении доход от размещения депозитов будет оставаться положительным. Снижение инфляции не должно обеспечиваться исключительно монетарными методами. В нашей экономике уровень цен зависит и от тарифов, которые тоже регулируются государством. В этой сфере регулирования можно обсуждать следующий маневр.
Поскольку ежегодная индексация тарифов на отчетный уровень инфляции проводится с целью финансирования инвестиционных программ естественных монополий, то экономика попадает в дурной цикл, когда сама по себе индексация инициирует инфляцию, которая в свою очередь инициирует необходимость индексации для осуществления дальнейших инвестиционных программ. Маневр мог бы заключаться в том, что в течение двух лет индексируется не весь прирост инфляции, а лишь 50—60% этого прироста. В этом случае переход на уровень инфляции в 3—4% станет реальным, что обеспечит снижение ставок для таких надежных заемщиков, как естественные монополии, до 7—8%, что позволит им восполнить потери от индексации на рынке капиталов и у банков.
Второй фактор снижения ставки процента — стоимость риска, которая определяется макроэкономическими и микроэкономическими рисками, а также требованиями регулятора к оценке стоимости риска на балансе банка. В этой связи предполагаемая имплементация целого ряда положений Базеля будет работать на повышение этой составляющей ставки процента по кредитам. В этой части политика регулирующих властей расходится с задачей снижения ставок по кредитам в отечественной экономике.
Что же касается чистой маржи, то лучший способ ее снижения, который в руках у регуляторов, — всемерное содействие развитию конкуренции в банковской сфере на основе абсолютно равного подхода к деятельности любого банка вне зависимости от формы собственности его положения на рынке и значимости.
Таким образом, снижение ставки процента в экономике в ближайшем будущем будет напрямую зависеть от результативности политики регуляторов по снижению инфляции как монетарными, так и немонетарными методами. Кроме того, свой вклад в снижение ставок может внести взвешенная политика регулятора по внедрению положений Базеля, а также развитие справедливой конкуренции в банковской сфере.
И последнее: после того, что было сказано, должно быть ясно, что вряд ли одностороннее, без перечисленных мер, снижение базовой ставки рефинансирования Банка России и его ставок по операциям на открытом рынке будет способствовать снижению рыночных ставок в экономике нашей страны.