Лента новостей
Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реванше 10:26, Статья Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на Камчатке 10:13, Новость Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка 10:09, Статья «Это безумие». Что говорят о победе Усика над Фьюри в чемпионском бою 10:07, Статья Что такое ДСЖ и как будет работать в России 10:00, Статья Как разморозить пенсионные накопления 09:50 Губернатор Орловской области рассказал о последствиях ночной атаки дронов 09:49, Новость У арестованного экс-замминистра обороны нашли коллекцию ретроавтомобилей 09:42, Статья В Магдебурге арестовали мужчину, наехавшего на людей на ярмарке 09:23, Новость Как построить сквозную систему аналитики бизнеса 09:02 Курс доллара в 2025 году: было ли «разминкой» ослабление рубля в 2024-ом 09:00, Статья Минобороны отчиталось об уничтожении 42 украинских беспилотников 08:58, Новость Почему в Китае набирают популярность отели для геймеров 08:54, Статья Песков рассказал о рабочем графике Путина в новогодние каникулы 08:38, Новость По делу о вербовке в террористическую организацию задержали студента РУДН 08:19, Новость США по ошибке сбили свой истребитель над Красным морем 08:16, Статья Как выбрать швейцарский нож в сфере ИТ 08:11 В ДР Конго 38 человек погибли и более 100 пропали после крушения парома 07:56, Новость
Газета
Четырехколесные истории
Газета № 77 (1610) (2604) Общество,
0

Четырехколесные истории

Фото: РБК
Фото: РБК

На Рогожский Вал, в московский Музей ретроавтомобилей, привозят свои сокровища российские коллекционеры-реставраторы. Именно здесь можно ознакомиться с уникальной автомобильной коллекцией Политехнического музея.

Пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание, — на первенцев советского автомобилестроения. Первый серийный легковой автомобиль был выпущен в СССР лишь в 1932 году. Хотя ГАЗ-А в кузове фаэтон и отечественным-то можно назвать с натяжкой: создавался он под патронатом специалистов Ford. 40-сильный мотор разгонял машину до 80 км/ч за целых 38 с, но динамика была далеко не так критична, как неприспособленность открытого автомобиля к холодам. Практичным преемником модели стал седан ГАЗ-М — знаменитая «эмка», построенная на шасси Ford V8 и вооруженная более мощным 50‑сильным двигателем.

Таким было начало, но оба этих «газика» в 30-х невозможно было купить для личного пользования. На КИМ 10-50, построенный на основе небольшого седана Ford Prefect в 1937 году, возлагались в этом смысле большие надежды. Но… готовый к производству автомобиль не понравился вождю: из-за двух­дверного кузова посадка на второй ряд была крайне неудобной. Автомобиль был отправлен на доработку, обзавелся двумя дополнительными дверьми и, наверное, выполнил бы свою миссию, если бы не война.

К идее массового автомобиля вновь вернулись в 1945 году. Переработанный трофейный Opel Kadett вошел в историю как «Москвич 400», став символом 50-х годов. С 4-цилиндровым мотором (23 л.с.), 3‑ступенчатой коробкой передач «Москвич» разгонялся до 90 км/ч и, получив ценник в 9 тыс. руб., в определенном смысле был действительно доступным. Для сравнения: легендарная «Победа» в те годы выставлялась в автомагазинах за 16 тыс., а представительский ЗИМ стоил 40 тыс. руб.

К слову, наиболее впечатляющие экспонаты музея — это как раз роскошные советские авто. В ЗИС-101 1936 года выпуска, сконструированном для СССР американской фирмой BUDO, устанавливалась печка, радиоприемник, термостат в системе охлаждения. А V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 5,7 л (90 л.с.) разгонял этого гиганта до 115 км/ч. Однако тормоза оставались механическими, тросовыми, что серьезно влияло на безопасность езды. Возможно, поэтому до войны Сталин продолжал ездить на Packard. Для личного пользования ЗИС-101 не продавался, зато его можно было выиграть в лотерею.

Лавры же первого, по-настоящему отечественного лимузина принадлежат ЗИС-110. Работа над этой машиной началась в 1943-м, и уже через год она была готова к серийному выпуску. 143-сильное авто было признано удачным и стало производиться относительно массовыми партиями. С 1944 по 1958 год было изготовлено 2072 единицы ЗИС-110. Как рассказывают в музее, эксплуатировался автомобиль не только в гаражах особого назначения, но и в качестве такси.

Все эти машины наравне с трофейными Mercedes-Benz и Horch были неотъемлемой частью облика послевоенной Москвы. Вот только владельцы немецких трофеев со временем обменивали их на Москвич-401. Причина проста: к немецким дредноутам в СССР не было запчастей, как не было и квалифицированных механиков для их ремонта.

До и послевоенные советские авто — лишь небольшая часть коллекции Музея ретроавтомобилей. Помимо прочего, здесь выставляются и уникальные спортивные концепт-кары советской поры, и впечатляющая коллекция американских автомобилей, и машины редких европейских марок — одна другой причудливее и восхитительнее.