В полку КНДР прибыло
Круг стран, несущих потенциальную ядерную угрозу, не ограничивается Ираном и Северной Кореей. К такому выводу пришли эксперты Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, стартовавшего сегодня в швейцарском Монтре. Генерал-ракетчик Владимир Дворкин пояснил РБК daily, что сразу 22 страны игнорируют ратификацию дополнительного протокола МАГАТЭ, это может свидетельствовать не только об их ядерных амбициях, но и об уже ведущихся работах по созданию ядерного оружия.
«Важное отличие этой конференции заключается в том, что мы постараемся понять, как выявлять на ранней стадии условия и признаки приближения ядерных технологий государств к так называемой красной черте, за которой с высокой степенью уверенности можно утверждать о намерении создать ядерное оружие», — сказал президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор. Эксперты по ядерному оружию собираются на этой площадке 16-й раз, на этот раз — совместно с Женевским центром политики безопасности.
Генерал-майор Владимир Дворкин в советское время возглавлял НИИ Минобороны, специализировавшееся на ядерных военных технологиях, а также возглавлял Центр проблем сил ядерного сдерживания. В статусе председателя оргкомитета Люксембургского форума он рассказал, что для создания полноценных ядерных зарядов стране необходимо 10—15 лет: «Уже можно констатировать, что КНДР перешла негласную красную черту, Иран приближается к ней, но и кроме них есть немало стран, планирующих или уже начавших разработку ядерного оружия».
Г-н Дворкин напомнил, что 22 страны до сих пор не ратифицировали дополнительный протокол МАГАТЭ от 1997 года, что может косвенно свидетельствовать об их ядерных амбициях. К критериям, после которых государство можно заподозрить в том, что оно намеревается использовать ядерные технологии не в мирных целях, эксперты форума также отнесли обогащение урана до 3,5% при наличии малого количества атомных электростанций и до 20%, когда речь идет об исследовательских центрах.
Называть конкретные страны эксперты форума не желали, обходясь формулировками «некоторые государства» и «возможные последователи Ирана». Но спецкору РБК daily удалось в кулуарах форума разговорить академика, известного советского физика Роальда Сагдеева. Г‑н Сагдеев долгие годы трудился в советской космонавтике, с 1973 по 1988 год был директором Института космических исследований Академии наук СССР, а в 1989-м перебрался в Университет штата Мэриленд, где возглавил центр «Восток—Запад».
«Приближение Ирана к созданию ядерного оружия создает напряженность в арабском мире, поэтому многие страны хотят также обладать ядерными технологиями, чтобы в перспективе вести на равных диалог с иранским режимом», — уверен ученый. В первую очередь, по его словам, это Алжир, Саудовская Аравия, Турция и Египет. В других регионах мира к странам, заинтересованным в обладании ядерным оружием, эксперты отнесли Аргентину и Бразилию.
Вячеслав Кантор отметил, что цели режимов некоторых стран, желающих заполучить ядерное оружие, абсолютно непрогнозируемы. Попытки МАГАТЭ контролировать распространение технологий двойного назначения безуспешны. «МАГАТЭ располагает квалифицированными экспертами, но решать задачи экспериментального контроля за потенциальными носителями ядерного оружия они не в состоянии, поскольку не могут анализировать телеметрическую информацию, которая перехватывается радиотехническими средствами разведки, а также корабельными и наземными средствами, которые располагаются достаточно близко, — пояснил генерал Дворкин. — Я предлагаю образовать специальный закрытый центр или агентство, которое будет работать в тесном контакте с МАГАТЭ и в который будет стекаться не только информация от технических средств контроля России, США, Великобритании, Франции, Германии, но и оперативная развединформация».
По замыслу военного эксперта, решение о создании и финансировании такого центра может быть принято «ядерной пятеркой». Идеи и рекомендации Люксембургского форума будут отражены в итоговом протоколе и переданы в НАТО, Евросоюз, Совбез ООН и главам ведущих мировых держав.