Москва замедляет ход
Московские власти не преминули воспользоваться туманными перспективами проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Как стало известно РБК daily, мэр столицы Сергей Собянин предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву перенаправить деньги, предназначенные для ВСМ, на развитие Московского транспортного узла (МТУ). По подсчетам мэрии, такое вложение принесет государству гораздо больший экономический эффект. Впрочем, последнее слово остается за президентом: как раз сегодня Владимир Путин проведет совещание, на котором должен оценить финансовые возможности бюджета для ВСМ.
Все три года, прошедшие с момента подписания президентом указа об организации в России высокоскоростного движения, проект существует только на бумаге. Государство до сих пор не решило, стоит ли ВСМ миллиардов бюджетных средств или их лучше направить на другие проекты. В прошлом году переговоры РЖД с чиновниками зашли в тупик. Монополия предлагала запустить пилотный проект с направления Москва — Санкт-Петербург (строительство оценивалось в более 1 трлн руб.), а затем проложить магистраль из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань (около 2 трлн руб). Профильные ведомства — Минтранс, Минэкономразвития и Минфин — не смогли выработать согласованную позицию.
В этом году проект ВСМ был реанимирован. Более того, для продвижения проекта РЖД пригласили на работу бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина (первый вице-президент РЖД, глава «Скоростных магистралей»). В апреле он сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва — Казань, а ближе к осени правительству будут представлены все расчеты.
Между тем конкуренцию РЖД за бюджетные деньги может составить мэрия Москвы. Столичные власти пытаются убедить правительство в том, что государству будет гораздо выгоднее вложить деньги в развитие МТУ, нежели потратить их на создание системы высокоскоростных магистралей. В мэрии подсчитали, что только эффект экономии времени в пути в МТУ на 50% превышает социально-экономические эффекты от проекта ВСМ-2 (имеется в виду участок Москва — Екатеринбург, который должен был стать вторым по счету). Количество поездок «от двери к двери» в проекте ВСМ-2 к 2020 году составит 10 млн, тогда как в Москве (при условии реализации всех мероприятий) — 4 млрд, а внутри МТУ — 6,8 млрд.
Кроме того, в расчетах московских чиновников указывается, что при реализации проекта скоростных магистралей эффект от экономии времени в пути составит всего-навсего 265 млрд руб., тогда как при развитии транспортных коридоров Москвы и области — 1,9 трлн руб. для Москвы и 3,4 трлн руб. — для всего МТУ. «Еще более значительным будет влияние на ВРП регионов и ВВП страны», — утверждает представитель горадминистрации. Увеличение пропускной способности транзитных коридоров МТУ на 30%, среднесуточной скорости железнодорожных грузоперевозок с 10 км/ч до 15—20 км/ч, снятие транспортных ограничений на экспорт в западном, южном и северном направлениях, а также сокращение издержек при межрегиональной кооперации производства дадут повышение ВРП других регионов на 2,2 трлн руб. В ЦФО рост ВРП прогнозируется в размере 3,5 трлн руб. за счет сокращения времени в пути на 20% и увеличения в связи с этим производительного времени жителей московской агломерации. В итоге ежегодный эффект на ВРП достигнет 5,7 трлн руб., что в пересчете на ВВП страны составляет 8,5%.
Авторы концепции ВСМ-2 обещают прирост ВРП в городах — остановочных пунктах на 511 млрд руб., отмечают в мэрии. Представитель мэрии говорит, что эти расчеты и выводы уже были продемонстрированы Сергеем Собяниным главе правительства Дмитрию Медведеву. По его словам, программа развития МТУ до 2020 года объемом 7,1 трлн руб. сверстана с дефицитом. Не хватает 2,2 трлн руб., в том числе 1,2 трлн до 2016 года, в первую очередь — на развитие пригородных железнодорожных сообщений, а также строительство и реконструкцию дорог на территории Московской области. «Нам нужно 200—250 млрд руб. в год дополнительно. Это как раз бюджет ВСМ»,— указывает собеседник РБК daily.
Источник в правительстве подтвердил РБК daily, что ему известно о желании столичных властей. «Недавно было обращение в правительство, но вряд ли мэрии стоит ожидать положительного результата, на этот раз есть ощущение, что проект ВСМ действительно утвердят», — говорит он.
«Невозможно, чтобы деньги для ВСМ достались одной Москве, в которую и без того уходят огромные бюджетные средства, и государство дало четко это понять», — говорит собеседник РБК daily в РЖД. По его словам, в том числе и по этой причине монополии пришлось отказаться от строительства магистрали между двумя столицами.
Другой собеседник РБК daily в транспортной отрасли парирует, что 60% грузопотока, проходящего через Москву, является транзитным, и потому в проект МТУ окажутся вовлеченными многие регионы.
Предполагается, что сегодня президент Владимир Путин проведет совещание по ВСМ. Основной вопрос этой встречи: будет ли бюджетное финансирование и в каком размере, подсказывает источник в РЖД.