В том, что Россия не смогла помочь Кипру, виноват Евросоюз
Президент Кипра Никос Анастасиадис о потерях россиян, экономических реформах и доверии инвесторов«Стрижка» депозитов вкладчиков двух крупных банков Кипра нанесла серьезный удар по имиджу островного государства. Однако президент Кипра НИКОС АНАСТАСИАДИС уверен, что Никосии удастся в кратчайшие сроки восстановить доверие инвесторов. В интервью заместителю главного редактора телеканала РБК АНДРЕЮ РЕУТУ г-н Анастасиадис рассказал, кто виноват в случившемся и почему россияне по-прежнему смогут чувствовать себя на Кипре как дома.
Россияне получат компенсацию
— Г-н президент, во время подготовки к интервью мы спросили наших зрителей и читателей, есть ли у них вопросы к президенту Кипра. И реакция была очень бурной. Мы получили сотни вопросов. Поэтому то, что я сейчас буду спрашивать, — это вопросы десятков и сотен российских инвесторов, бизнесменов. Но первый вопрос лично мой. Наверняка вы видели заголовки кипрских газет... Я не знаю греческий, но этот заголовок понял даже я: «Банк Кипра становится русским». Это правда?
— Было бы хорошо, если бы это было так (улыбается). Если бы Банк Кипра стал российским, мы бы чувствовали себя лучше. Мы получили бы гарантию, как и все вкладчики этого банка, вклады которых были урезаны... Но если говорить точно, то да: вклады российских граждан, которые были урезаны, будут возмещены предоставлением акций. И если собрать все эти акции вместе, то действительно российские граждане получат довольно большую часть капитала Банка Кипра. Соответственно, россияне в определенной мере получат контроль над Банком Кипра.
— Россияне вложили в экономику Кипра более 2,5 млрд долл. Какими вы видите дальнейшие отношения России и Кипра после тех событий, которые произошли в финансовой системе?
— Я в полной мере понимаю волнение россиян, которые инвестировали в Кипр. Тем не менее я хочу уверить, что правительство делает все возможное для того, чтобы возместить потерю доверия российских вкладчиков через налоговые реформы, через предоставление привлекательных вариантов инвестиций в экономику Кипра. Будут и многие другие решения, чтобы привлечь инвесторов на Кипр. Хочу передать послание российским гражданам, которые теперь являются частью и нашего народа. Ведь на Кипре живут около 30 тыс. российских граждан. Это послание также русским бизнесменам, которые ведут свою деятельность на Кипре. С ними нас связывают дружеские отношения, и мы их считаем своими братьями. Хочу заявить вам, что мы сделаем все, чтобы уменьшить последствия «стрижки» вкладов в кипрских банках.
— Буквально несколько дней назад на фестивале в Лимасоле вы уже заявили, что сделаете все возможное для того, чтобы компенсировать россиянам потери в кипрских банках. Не могли бы вы подробнее рассказать, какими могут быть эти компенсации?
— Правительство обсуждает и старается найти самый результативный способ возмещения убытков вкладчиков. На данный момент мы обсуждаем возможность предоставления налоговых вычетов и государственных облигаций в счет разработок газовых и, возможно, нефтяных месторождений. Также речь идет о предоставлении гражданства тем россиянам, которые пожелают и которые подходят по критериям, объявленным государством.
— Если говорить о налоговых вычетах, означает ли это, что кроме акций Банка Кипра россияне смогут получить некие вычеты по тем налогам, которые заплатят на территории Кипра в будущем?
— Да, это одна из мер, которая обсуждается правительством Кипра. Но пока нашей главной задачей является оздоровление Банка Кипра. И после того как мы точно сможем сказать, что статус Банка Кипра установлен, нашей главной задачей будет возмещение ущерба. И возращение доверия вкладчиков, чьи вклады были урезаны во время недавних событий.
Ставка на приватизацию
— Кипр планирует масштабную приватизацию, будут продаваться активы в сфере телекоммуникаций, энергетики, порты, даже лицензии на казино. Ждете ли вы российских инвесторов?
— Конечно же, мы ожидаем российских инвесторов, ведь приватизация будет проходить по законам Европейского союза, все эти действия будут открыты. Будут приглашены инвесторы со всего света, конечно же, мы приглашаем и ждем российских инвесторов.
— Каковы сроки приватизации и наиболее привлекательные объекты?
— По условиям долгового соглашения мы обязаны до 2016 года создать поле для проведения приватизации. Уже сейчас наше министерство анализирует, что будет правильно продать. Проводится опись имущества этих компаний. Одновременно мы ищем международные компании, которые могут помочь нам правильно осуществить приватизацию. Конечно же, самыми привлекательными областями являются связь, энергетика и отрасль портового сообщения. Однако пока я не могу вам сказать, какая точно модель приватизации будет выбрана и какие пакеты акций будут продаваться. Мы еще должны решить, какая акционерная доля будет принадлежать государству. Однако уже ясно, что управление каждой из этих компаний, подпадающих под приватизацию, будет передано главному стратегическому инвестору.
— Кипр планирует осваивать обширные месторождения нефти и газа на шельфе. Российская компания НОВАТЭК проявляла интерес к этому проекту. Какой сигнал вы хотели бы передать «Газпрому», «Роснефти» и другим российским крупным корпорациям? Ждут ли их на Кипре? Могут ли они рассчитывать на участие в разработке шельфовых месторождений?
— Мы не только заинтересованы в участии российских компаний, мы ведем переговоры с некоторыми из них. Компания НОВАТЭК прошла первый круг отбора заинтересованных компаний, однако переговоры с предыдущим правительством не увенчались успехом. Тем не менее мы хотим наладить тесную связь с российскими компаниями для того, чтобы поощрить их участие в этом процессе.
Инвесторы получат гарантии
— Финансовая система Кипра во многом была основана на доверии инвесторов, причем не только россиян, но и других европейцев. Банковский кризис изменил эту ситуацию, и сейчас доверие подорвано. Планируете ли вы менять принципы работы финансовой системы Кипра или же вы просто будете постепенно восстанавливать доверие инвесторов, восстанавливать то, что существовало прежде?
— Конечно же, доверие к Кипру пострадало после «стрижки» вкладов в банке Laiki и Банке Кипра. Однако на Кипре работают 26 иностранных банков, которые субсидируются своими головными компаниями и которые не пострадали. Сейчас мы стараемся возродить нашу экономику. Ряд мер мы уже приняли, о других еще объявим. Мы можем вернуть доверие. С кипрскими компаниями сотрудничают множество иностранных граждан и фирм. Наши аудиторские, юридические компании предоставляют услуги мирового уровня в своих областях. И в сотрудничестве с иностранными гражданами мы возродим кипрскую экономику. Одна из мер, которая сейчас разрабатывается, — это гарантия государства по инвестициям, которые будут сделаны в экономику Республики Кипр, с тем чтобы больше никогда не повторилось то, что произошло 15 и 25 марта.
Кто виноват
— Как сейчас складываются ваши отношения с российскими властями? И почему, по вашему мнению, во время кризиса Кипру не удалось получить финансовую помощь от России в том объеме, на который страна рассчитывала?
— Отношения между нашими правительствами отличные. Я не считаю, что им был нанесен ущерб. Россия — огромная страна, и она имеет очень хорошие отношения как с Кипром, так и с Евросоюзом. Я считаю, что помощь России не была предоставлена больше по вине Евросоюза, а не по вине России. Мы сейчас находимся в постоянном контакте с правительством России. Готовится встреча министров иностранных дел. Ее результаты позволят организовать встречу на высшем уровне с президентом Владимиром Путиным, с которым я недавно провел телефонные переговоры.
— Вы лично инициировали расследование обстоятельств покупки Юниаструм Банка Банком Кипра в 2008 году. С чем это связано и каковы могут быть последствия этого расследования?
— Расследование идет не против российских бизнесменов, которые сочли для себя выгодным продать банк. Расследование идет против сотрудников Банка Кипра. Насколько эта процедура прошла в соответствии со всеми правилами, не превысили ли они свои полномочия в переговорах по поводу заключения этой сделки.
Бонус для вкладчика
— Российские инвесторы традиционно покупают недвижимость на Кипре, но им мешает ряд ограничений. Например, запрещено покупать второй дом, необходимо проходить массу согласований. Намерены ли вы упростить покупку российскими инвесторами недвижимости?
— Мы провели изменения в законодательстве, и сейчас уже возможно приобретение второго и даже третьего объекта недвижимости на Кипре. Также владельцы одного или нескольких объектов недвижимости общей стоимостью 300 тыс. евро получат постоянный вид на жительство на Кипре. По поводу ускорения процессов предоставления всех разрешений — да, мы стараемся и дали уже указание ускорить процесс предоставления разрешений.