Как восстановить рост
Российская экономика со скрипом начала 2013 год: по итогам первого квартала рост ВВП замедлился до 1,6% к соответствующему периоду прошлого года, в целом первое полугодие также должно показать рост ниже уровня в 2%. Конечно, российская ситуация лежит в русле общемировой тенденции замедления экономического роста, поэтому в такой ситуации необходимо разобраться в том, какие конкретно причины стоят за резким падением темпов роста и можно ли что-нибудь с этим сделать. Помимо разовых причин (високосный год, теплая погода в феврале в России и Европе, а также рост цен на продовольственные товары и слабый выпуск в сельском хозяйстве в прошлом году) я вижу три блока причин, и реакция на каждый из них должна быть разная.
Первый блок — глобальные структурные причины. Окончание цикла роста цен на сырьевые товары оказывает сильное влияние на российскую экономику. Во-первых, доходы бюджета больше не растут так сильно, как они росли раньше, что заставляет государство более аккуратно подходить к вопросу увеличения расходов (в этом году прирост расходов федерального бюджета должен составить порядка 3% в номинальном выражении против 18% за 2012 год). Во‑вторых, компании сырьевого сектора, столкнувшись с глобальной картиной избытка производственных мощностей (например, в металлургии), просто не имеют больше стимулов делать инвестиции в создание новых производственных мощностей. Именно сокращения инвестиций, связанных с государством, а также инвестиций компаний сырьевого сектора стоят в первую очередь за слабыми данными по динамике инвестиционной активности в этом году.
Основной реакцией российских властей на этот блок проблем должна стать демонстрация снижения влияния волатильности нефтяных цен на российскую экономику, рост значимости внутреннего рынка для ряда экспортных производств, а также активная диверсификация экспорта и развитие импортозамещающих производств. Для снижения зависимости от волатильности нефтяных цен необходимо жестко придерживаться недавно принятого бюджетного правила и, возможно, внедрить аналогичную схему и для валютного рынка. Реализация программы повышения эффективности государственных расходов должна позволить получить «больше, но за те же деньги». Активное развитие строительства, машиностроения и нефтехимии может стать источником роста для газовой промышленности и металлургии в непростые времена на глобальных рынках. Рост объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и рост степени локализации производства автомобильной промышленности — наиболее вероятные источники улучшения ситуации с внешнеэкономическими балансами.
Второй блок — локальные структурные причины. Здесь можно выделить и непростую демографическую ситуацию (стагнирующая численность населения в трудоспособном возрасте), и низкую мобильность рабочей силы, и наличие «бутылочных горлышек» в российской инфраструктуре, и высокую загрузку производственных мощностей, и неразвитость локального финансового рынка и локальной базы долгосрочных инвесторов, и, наконец, далеко не идеальный инвестиционный климат. Так, например, один только демографический фактор говорит о том, что единственный способ достигнуть роста российской экономики — увеличивать капиталовооруженность и производительность труда российских занятых, а сделать это без улучшения инвестиционного климата, наличия достаточных источников финансирования, а также необходимой инфраструктуры невозможно.
В целом это очень важный блок проблем — он, конечно же, не определяющий для замедления роста экономики в текущем году, однако определяющий для того, как быстро сможет она расти в ближайшие пять-десять лет. Ответ на эти проблемы озвучить просто (повышение гибкости рынка труда, эффективности государственных расходов, улучшение инвестиционного климата, опережающий рост объема инвестиций, в том числе инфраструктурных, повышение эффективности работы финансовых рынков и создание локальной базы долгосрочных финансовых ресурсов), однако не так просто достичь. Движение у властей в правильном направлении есть, однако темпы такого движения пока недостаточны, для того чтобы результат в виде ускорения темпов экономического роста стал проявляться уже сейчас. Здесь еще предстоит большая работа.
Третий блок — циклические причины. Упомянутое выше замедление темпов роста государственных расходов в целом — это хорошая ситуация, но только в том случае, если она компенсируется активным ростом частных расходов. Однако в настоящее время на фоне замедления активности банковского кредитования (как в сегменте розничного, так и в сегменте корпоративного кредитования) и роста депозитной активности населения (что де-факто означает рост нормы сбережений, а следовательно, снижение потребительской активности) частный спрос в экономике также растет гораздо слабее, чем раньше. Ответом на сложившуюся ситуацию может стать смягчение монетарной политики (а учитывая текущий уровень краткосрочных ставок денежного рынка выше 6%, простор возможных действий у Банка России здесь большой), реализуемой вместе с рядом мер макропруденциального характера, направленных на ограничение темпов роста необеспеченного потребительского кредитования. Главное, конечно, в таком смягчении не зайти далеко — ускорение инфляции будет иметь только негативные последствия и перечеркнет достижения последних лет.
Реализация всех озвученных мер позволит экономике сначала восстановить темпы роста до уровня около 2,5—3% (что соответствует нашей оценке потенциальных темпов роста российской экономики в настоящий момент), а затем постепенно продолжить движение к уровню роста в 4—4,5% в год. Такие темпы роста будут превышать среднемировые (а в расчете на душу населения будут опережать их довольно сильно), что позволит России постепенно приближаться к лидерам в мировой экономической гонке. Максим Орешкин, главный экономист по России «ВТБ Капитала»