Будущее смартфона
Согласно целому ряду исследований, вышедших за последние несколько лет, разговоры по телефону сместились на пятое место в списке популярных функций после просмотра веб-страниц, социальных сетей, прослушивания музыки и использования мобильных игр. Появление в 2007 году iPhone стало новым этапом в развитии мобильной индустрии, новой вехой в мобильной промышленности. Благодаря Apple интерфейс телефона стал комфортным и интуитивно простым.
С тех пор объем потребляемого контента и передаваемых данных через телефон значительно увеличился. За период с первого квартала 2012 по первый квартал 2013 года объем мобильного трафика в мире удвоился. И, по прогнозам, такая тенденция роста сохранится вплоть до 2018 года. Причем это действительно как для всего мира, так в частности и для России, где уже в 2011 году общий объем трафика достиг 247 петабайт — что эквивалентно 5 млрд стандартных офисных тумбочек с четырьмя ящиками для бумаг.
Колоссальный рост мобильного трафика — одна из главных тем на повестке Петербургского международного экономического форума, на котором я планирую обратить внимание участников на роль современных мобильных устройств в ежедневных коммуникациях. Я хочу вдохновить коллег, работающих в сфере мобильных коммуникаций, переосмыслить то, как новые технологии и типы устройств могут улучшить взаимодействие пользователя с потоком информации, которая его окружает.
Сегодня индустрия гаджетов не успевает за индустрией мобильного контента. С момента появления первого iPhone мобильные телефоны принципиально не изменились с точки зрения доступа к информации, получения или передачи данных. Экраны телефонов становятся все больше, а процессоры все мощнее, телефоны становятся тоньше, красивее, но при этом это все тот же первый iPhone. В это время проблемы потребления гигантских объемов информации пользователем так и не решены.
Почему так происходит? Причиной тому является колоссальный коммерческий успех смартфона. В 2012 году продажи смартфонов в России впервые превзошли продажи компьютеров и ноутбуков. От добра добра не ищут, учат индустрию предприниматели из Кремниевой долины, Кореи, Скандинавии и других технологических центров мира. Проще инвестировать в наращивание продаж смартфона в текущем форм-факторе, нежели брать на себя риск разработать и предложить потребителю качественно новый тип устройства. Поэтому основные игроки отрасли ставят на первое место технологии и лишь на второе — решение проблем пользователя.
Приведу пару примеров. Уже несколько лет очевидно, что с текущим объемом потребляемого контента через смартфон мощности аккумулятора не хватает на полный день. Однако проблема не решается: больше денег инвестируется в разработку новых типов аккумуляторов, но не в поиск и применение технологий, которые уже существуют и позволят решить эту проблему в краткосрочной перспективе.
Другой пример. Современный смартфон превратился в помеху живому общению из-за того, что для получения необходимой информации пользователю нужно отвлечься от собеседника, взять смартфон в руку, разблокировать и зайти в нужное приложение. Согласно статистике, обычный обладатель телефона за день активирует экран более 150 раз, но только 10% информации оказывается полезной и важной для потребителя. У современных смартфонов нет возможности автоматически отображать всю поступающую информацию на дисплей в режиме реального времени. Однако такая функция и соответствующее меню настроек, которые выводили бы только нужную информацию, сделали бы интерфейс значительно комфортнее для пользователя.
Сегодня более удобный способ потребления контента определяет, какими будут смартфон или новые типы коммуникационных устройств в ближайшем будущем. А те компании, которые поставят этот тренд во главу угла, будут гораздо успешнее на этом конкурентном рынке.