Как застроить Россию
В рамках ПМЭФ-2013 ГК «Кортрос» организует инвестиционную дискуссию на тему актуальности инвестиций в жилую недвижимость для российской экономики. Вице-президент компании Михаил Семенов рассказал РБК daily свое видение того, как сделать рынок жилья одним из главных драйверов отечественной экономики и в короткие сроки добиться двукратного роста темпов строительства квадратных метров.
В странах с развитыми экономиками инвестиции в жилую недвижимость традиционно являются одними из драйверов макроэкономической стабильности. Этот тезис, безусловно, актуален и для российской экономики. Другое дело, что расходы на жилье, которые в развитых странах доходят до 30% ВВП, а в России могут составлять и до 30% персонального дохода, пока не настолько влияют на общее движение экономики.
Почему это происходит? В первую очередь потому, что в секторе жилья эконом-класса в России нет баланса между спросом и предложением. Есть спрос и отложенный спрос, которые многократно превышают предложение. Руководство страны обозначило основные ориентиры: в год в России должно строиться как минимум 1 кв. м на душу населения, а это порядка 140 млн кв. м. Но, по статистике Минрегионразвития, российский стройкомплекс производит всего 60 млн кв. м в год. Таким образом, ежегодно, не считая выбывающих 3% ветхого жилья, мы получаем значительный, порядка 70—80 млн кв. м, дефицит готового предложения. При такой структуре спроса и предложения практически все жилье, выходящее на рынок, продается.
К сожалению, существует несбалансированность между крупными городами и более мелкими населенными пунктами. Очевидно, что Москва и Санкт-Петербург представляют собой совершенно отдельные рынки. Однако я считаю, что и российские регионы также привлекательны для инвестиций в жилье. Конечно, маржа, которую дают региональные рынки, не может сравниться с маржей в московском регионе, и это факт. Именно поэтому основная активность застройщиков сосредоточена в Москве и Московской области.
Путей решения проблемы несколько: во-первых, надо снижать барьеры на вход и повышать привлекательность развития именно региональных застройщиков. Наш опыт по реализации проекта комплексного освоения территорий в Екатеринбурге (район Академический) показал, что даже на региональном рынке можно успешно зарабатывать и развиваться даже при покупной цене значительно ниже, чем, например, в Москве и области. Все города-миллионники так или иначе привлекательны.
Другое дело, что стоимость земли, барьеры на вход в конкретный регион, стоимость подключения инженерной инфраструктуры, стоимость обеспечения социальных объектов и транспортной доступности делают инвестиции в регионы на порядок менее привлекательными, чем в Москву и московский регион. Но мы видим, что проектов готовых застроек в Москве становится все меньше и меньше, конкуренция значительно обостряется. Значит, можно надеяться, что вскоре шансы на качественное развитие жилищного строительства как в регионах, так и в Москве будут выравниваться.
Со своей стороны государство, как любой системообразующий элемент экономики, в первую очередь призвано обеспечить среду для экономически активных застройщиков. Действительно, существующие барьеры на вход в сектор сегодня значимы. В связи с этим низкокапитализированным игрокам практически невозможно в него зайти. Таким образом, государство может поработать сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, способствовать введению в оборот больших объемов земель, в первую очередь в агломерациях, где доступ к такой земле ограничен. Здесь, безусловно, речь идет о городах-миллионниках. Государство уже делает определенные шаги в этом направлении: создан институт РЖС, который так или иначе вводит в оборот какую-то землю. Но этих усилий пока недостаточно. Во-вторых, государство может способствовать созданию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Это, конечно же, роль государства — финансировать подобные вещи. Застройщик, предлагая массовое жилье, должен получать поддержку и со стороны системообразующих финансовых институтов (речь идет и о субсидировании процентной ставки, о кредите на инженерную инфраструктуру, о специализированных федеральных и региональных целевых программах).
Что касается социальной инфраструктуры, то вопрос обязательного обеспечения крупных проектов комплексного освоения территорий школами и детскими садами уже сейчас рассматривается на самом высоком уровне в правительстве.
Из других мер поддержки стоит отметить и работу АИЖК на поприще повышения доступности ипотеки. В последние два-три года доступность ипотеки на порядок выросла, хотя ставки не сильно изменились. Здесь возможна работа по субсидированию процентных ставок для экономически активных граждан. На сегодняшний день Минрегионразвития вместе с другими министерствами разрабатывает специальную программу. Это, безусловно, может повысить как уровень проникновения ипотеки, так и в принципе повысить средний порог для возможностей россиян, в первую очередь малообеспеченных граждан, по приобретению качественного жилья в долгосрочном периоде.