Аркадий Новиков подсел на пончики
В июне прошлого года ресторатор Аркадий Новиков рассказывал в интервью РБК daily, что собирается в самое ближайшее время осуществить свою давнюю мечту — открыть пончиковые Krispy Kreme. Однако в реальности ему потребовался целый год, чтобы согласовать все детали с держателями франшизы. Открытие флагманской пончиковой намечено на конец августа — начало сентября. В следующем году ожидается открытие еще около 12 заведений сети. Главный конкурент пончиковых г-на Новикова — российская Dunkin’ Donuts — выхода нового игрока не опасается, говоря, что места на рынке хватит.
В прошлогоднем интервью г-н Новиков признавался, что у него было две мечты: открыть McDonald’s, чью продукцию он искренне любит и где сделал предложение будущей супруге, а также привести в Россию американскую сеть Krispy Kreme. Аркадий Новиков рассказывал, что был настолько впечатлен этими пончиками, что постоянно привозил их в Россию из заграничных командировок. Но если с McDonald’s у г-на Новикова не сложилось, то Krispy Kreme все же будут открыты. Ресторатор сообщил РБК daily, что уже готова линия по производству пончиков, а к сентябрю будет открыто флагманское кафе.
Генеральный директор Krispy Kreme в России Николай Уваров рассказал РБК daily, что производственная линия в Сокольниках мощностью около 200 дюжин пончиков в час уже построена и недавно прошел ее пробный запуск. С нее пончики будут развозиться в кофейни Krispy Kreme, где не будут установлены производственные линии.
Вообще, в ближайшее время планируется два формата кафе: в конце августа — начале сентября откроется флагман (кофейня с производственной линией). Отделка помещения уже идет, но место пока не называется. В течение ближайших пяти лет будут открыты еще 5—6 больших кафе (от 300 кв. м) с полным циклом производства, которое смогут увидеть посетители, параллельно будут открываться небольшие кофейни на 100—120 кв. м: открытие 10—12 точек запланировано на следующий год.
При этом на фудкортах в торговых центрах точки открываться не будут, в этом политика компании. Николай Уваров отказался назвать сумму инвестиций. «Открытие одного кафе с производственной линией по стоимости равно вложениям в дорогой ресторан», — пояснил он. Средний чек заведений в Великобритании — 8—9 фунтов, в России он будет равен примерно 10 долл. Такой же чек в России у Dunkin’ Donuts. Основная аудитория пончиковых Krispy Kreme по всему миру — девушки в возрасте 20—25 лет, но также Krispy Kreme пользуется популярностью у семейных пар.
Франчайзеры из Северной Каролины очень жестко следят за тем, как партнеры обходятся с брендом с 75-летней историей. По словам г-на Уварова, каждые две-три недели команда из головного офиса приезжает посмотреть, как идут дела. Они же одобряют кандидатуры ключевых сотрудников, помещения и договоры аренды. Кроме того, группа сотрудников Novikov Group, работающая на этом проекте, включая гендиректора, проходила месячное обучение в США и Великобритании.
Финансовые условия франшизы — Аркадий Новиков сумел получить эксклюзивную — не раскрываются, известно лишь, что схема франшизы предполагает выплату процента от оборота. Николай Уваров рассказывает, что у американцев также закупаются оборудование для производства, технологии и даже смесь и наполнители для пончиков. Со временем, возможно, наполнители будут производиться в России. Компания займется поиском партнеров для этого, но опять же новые виды продукции поступят в продажу только с одобрения американского офиса.
Представители головной компании считают, что 2012—2013 годы — хорошее время для выхода на российский рынок, который они начали изучать еще три года назад. Однако, как признается Николай Уваров, возможно, стоило это сделать два-три года назад, чтобы было проще искать и торговаться за хорошие площадки. С такой точкой зрения согласен аналитик ресторанного рынка Денис Яхно. «Аркадий Новиков с выходом такого проекта опоздал года на два, — уверен он. — Сейчас помещения до 100 кв. м в Москве гораздо более востребованы, чем раньше, и за них придется повоевать с другими сетями».
Владелец «Донатс Прожект» (управляет франшизой Dunkin’ Donuts в России и Украине) Константин Петров говорит, что, разумеется, в чем-то будет конкурировать с Krispy Kreme, но выхода сети на рынок не опасается. «В первую очередь потому, что мы торгуем своим кофе, собственного у них нет», — объясняет г-н Петров.
По его мнению, места на сегодняшнем рынке достаточно для нескольких кафе подобного формата. «Но, к примеру, сейчас трудно не заметить, что открывается очень много новых бургерных, а McDonald’s все равно лучший и таким останется», — подчеркивает лидерство Dunkin’ Donuts г-н Петров. Кроме того, по его мнению, бренд Krispy Kreme не очень известен в России из-за молодости направления интернациональной франшизы. Сейчас у Dunkin’ Donuts 23 кофейни, еще семь откроются в ближайшее время.
Денис Яхно, в свою очередь, уверен, что в российских условиях наличие связей и опыта важнее известности международного бренда. «Константин Петров делает хорошую мину при плохой игре, — считает г-н Яхно. — У него нет и десятой доли того административного ресурса, на который может рассчитывать Аркадий Новиков при запуске нового проекта. Так что с точки зрения конкуренции в России я не вижу у Dunkin’ Donuts ни одного шанса против Krispy Kreme».