Неделя до свободы
Проект постановления об экономической амнистии вчера был внесен в Госдуму. Планируется, что он будет вынесен на голосование «в первом чтении и в целом» уже в следующий вторник, 2 июля. На свободу выйдут 5—6 тыс. предпринимателей.
Уполномоченный по защите прав бизнесменов Борис Титов предложил Владимиру Путину свой проект амнистии еще 23 мая на встрече президента с бизнес-сообществом в Воронеже. Глава государства не поддержал эту инициативу, назвав предложение бизнес-омбудсмена «достаточно сырым» и «непроработанным». «В число 240 тыс. и даже 13 600 попадают совсем разные категории осужденных, — объяснил свою позицию глава государства. — Там находятся и так называемые фальшивомонетчики, там находятся и люди, которые были осуждены за криминальный экспорт материалов двойного применения, которые могут быть использованы в производстве оружия и даже оружия массового уничтожения».
Тогда г-н Титов доработал проект, сократив число статей, подпадающих под амнистию, с 50 до 30. Список заключенных, которые могут претендовать на нее, в итоге уменьшился в восемь раз — со 110 тыс., как предполагалось изначально, до 13,5 тыс. чел. Соответствующую версию проекта он представил в Общественной палате 11 июня.
В прошлую пятницу Владимир Путин попросил Госдуму принять закон об амнистии еще до летних каникул. И вчера проекты соответствующих постановлений (их два — о самой амнистии и о порядке применения предыдущего постановления) были внесены в Госдуму. Итоговый вариант проекта оказался еще строже предыдущего. Теперь на свободу могут претендовать лишь 5—6 тыс. человек, подсчитал вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров.
Последняя версия проекта предусматривает освобождение от наказания в виде лишения свободы лиц, впервые осужденных по 27 статьям.
Из предыдущей версии проекта выпали некоторые статьи: 160-я, по которой сидит Михаил Ходорковский, 165-я, 179-я, частично 178-я и 194-я. Не попадет под амнистию и находящаяся под следствием по делу «Оборонсервиса» Евгения Васильева, если будет доказана ее вина в хищении бюджетных средств, говорил ранее г-н Титов. Амнистия не будет распространяться на лиц, совершивших экономические преступления вместе с другими уголовными преступлениями, на ранее осуждавшихся за умышленные преступления, а также на тех, кто ранее уже подпадал под помилование или амнистию, но вновь совершил преступление.
В проекте до сих пор много спорных положений. Условием для прекращения уголовных дел на стадии дознания, предварительного следствия и суда является возврат имущества и возмещение убытков потерпевшим. Но при таких условиях процесс напоминает не амнистию, а выкуп, негодуют предприниматели. Тем более что многие сидят по сфабрикованным делам. «Как следует вести себя бизнесмену, если он невиновен, но в отношении него ведется следствие? А кто будет определять размер суммы, которую он должен компенсировать потерпевшему, если суд еще не установил размах его преступления?» — возмущаются недоработанностью постановления бизнесмены.
Вообще-то согласно Конституции объявление амнистии относится к исключительному ведению Госдумы и поэтому не должно одобряться Советом Федерации и подписываться президентом, обратил внимание глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Однако глава государства, будучи одним из субъектов законодательной инициативы, все же имеет право вносить проекты соответствующих постановлений Госдумы, делает оговорку он.
Комитет по законодательству планирует вынести проекты постановлений об амнистии на «голосование в первом чтении и в целом» в следующий вторник, 2 июля. Все, подпадающие под положения постановления, будут амнистированы в течение шести месяцев после даты их официального вступления в силу. «На лиц, совершивших преступления, по которым объявлена амнистия, после даты официального опубликования постановления о ней, она не распространяется», — уточнил г-н Крашенинников.