Доверие на исходе
Мечты европейцев, что их единая валюта со временем добьется общемирового признания и потеснит доллар, оказались напрасными. Аналитики ЕЦБ пришли к выводу, что с началом долгового кризиса авторитет евро в мире неуклонно снижается. Утратил свои позиции и доллар, в то время как доля в международных резервах ранее менее популярных валют достигла максимального в истории уровня.
Евро не оправдал надежд
ЕЦБ проанализировал состояние мировых валютных резервов, сконцентрировав свое внимание на том, какой валюте отдают предпочтение центробанки разных стран. В отличие от обменных курсов, которые показывают стоимость той или иной валюты, показатели запасов этих валют в хранилищах центробанков отражают их реальный авторитет. Американский доллар сохранил свое мировое лидерство и в 2012 году. По данным ЕЦБ, на него пришлось 61,9% всех мировых валютных резервов. Доля евро в них составила 23,9%, британских фунтов — 4%, японской иены — 3,9%.
Доля же евро в хранилищах центробанков в течение последних лет постоянно снижалась. В 2010 году в евро было размещено 25,8% мировых валютных резервов, а спустя два года уже почти на 2 п.п. меньше. На первый взгляд уменьшение это небольшое, но если учесть, сколько времени потребовалось единой европейской валюте, чтобы пробиться наверх, то и малые изменения приобретают большое значение. За время долгового кризиса евро растерял доверие в глазах центробанкиров до уровня 2000 года.
«Евро потерял имидж тихой гавани и превратился в рисковую валюту. Естественно, это отразилось на его доле в мировых валютных резервах», — отмечает главный валютный аналитик Commerzbank Ульрих Лойхтманн. ЕЦБ согласен с этим тезисом, хоть и формулирует его немного иначе. В докладе указано, что проблемой единой европейской валюты является «продолжающееся расслоение» в рамках еврозоны.
В целом же ЕЦБ пришел к выводу, что «свою задачу как вторая по значимости мировая валюта евро выполнил, и в перспективе его привлекательность снова начнет расти».
Тучи сгущаются
Впрочем, есть проблемы и у доллара. В течение последних лет он подешевел по отношению почти ко всем важным мировым валютам. Виновата в этом ФРС США, которая опустила до околонулевого уровня ставку рефинансирования. Это отпугнуло инвесторов, которым стало не так выгодно вкладываться в американскую валюту. То же самое относится и к центробанкам, которые теперь дважды подумают, прежде чем пополнят долларами свои резервы.
Общая тенденция для американской валюты неблагоприятна: в 2000 году в долларах хранилось 64,6% всех мировых запасов валюты. Сегодня этот показатель почти на 3 п.п. ниже. Впрочем, ожидать, что в ближайшие годы значение доллара снизится еще больше, не стоит. До тех пор пока ему нет серьезных альтернатив, свою актуальность будет сохранять знаменитое высказывание Джона Конноли. Министр финансов США в правительстве Ричарда Никсона заявил однажды: «Доллар — валюта наша, но проблема — ваша».
Суммарный показатель всех остальных валют в составе международных резервов оказался чуть выше 6% — больше, чем когда бы то ни было. Среди валют, значение которых за последнее время заметно выросло, — австралийский и канадский доллары. Сказался сырьевой бум в обеих странах. Однако их валютные рынки слишком невелики для того, чтобы Австралия и Канада смогли предложить серьезную альтернативу доллару.
Другое дело — Китай. Пока в качестве резервной валюты юань никакой роли не играет, однако Поднебесная упорно стремится к тому, чтобы сделать его конвертируемым. Китайцы уже договорились о введении взаимных расчетов в национальных валютах с Бразилией, Индией, Россией и Японией. По оценке HSBC, уже через три года около половины своего товарооборота Китай будет осуществлять в собственной валюте. При этом глава Deutsche Bank Юрген Фитшен убежден, что в конце концов юань станет-таки вслед за американским долларом и евро третьей мировой резервной валютой. «Быть может, это случится только через десять или 15 лет, но предотвратить это невозможно», — убежден немецкий банкир.