Как действует муниципальный фильтр за пределами Москвы
У кандидатов в губернаторы остается время до сегодняшнего вечера, чтобы сдать в региональные избиркомы подписи муниципальных депутатов. Пресловутый муниципальный фильтр обернулся для соискателей поездками по лесам, горам и тундре. РБК daily решила разобраться, как на самом деле действует тест на политическую выживаемость.
Противники муниципального фильтра — процедуры сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку кандидатов в губернаторы — считают его механизмом контроля, от которого власти побоялись отказаться: в беседе с РБК daily политолог Александр Кынев назвал его системой дирижируемой конкуренции. Сторонники же считают его тестом для кандидатов, защитой избирателей от многометровых бюллетеней с сотнями неизвестных претендентов.
Фильтр был установлен в прошлом году при возвращении губернаторских выборов. В нынешнем сезоне большинство избирательных кампаний пришлось на регионы за Уралом. Малая плотность населения и плохая транспортная инфраструктура там еще нагляднее, чем в Центральной России, выявили неотлаженность системы. Кандидатам никто не помогает искать муниципалов, не предоставляет их контакты.
«МЫ ПОМЧИМСЯ НА ОЛЕНЯХ...»
Магаданский кандидат от КПРФ Сергей Иваницкий на своей шкуре выяснил, что фильтр — это «бег вокруг психбольницы». За две недели он накрутил 4 тыс. км, объезжая поселки. «В наших северных регионах все проходило очень тяжело. У нас все в отпусках, на заработках, в море. Примерно половина депутатов», — рассуждает г-н Иваницкий.
Примерно такие же впечатления у его однопартийца из Хакасии Игоря Чунчеля. «У нас большая партийная организация с большой электоральной поддержкой. Но Хакасия очень большая, сельские депутаты работают до 18—20 часов, вроде бы и не против поставить подпись, но в это время уже нет нотариуса. А некоторые вообще говорили: «Вам надо, вы и везите нотариуса ко мне в лес», — рассказал он.
Чукотский кандидат от «Справедливой России» Петр Черненький воспринимает транспортную инфраструктуру своего региона как препятствие. «Ездить самому очень дорого и очень долго: в некоторые населенные пункты самолеты летают раз в две недели», — отметил он. Уполномоченные лица в муниципальных образованиях собирали подписи за него.
Даже врио главы Забайкалья справедливоросс Константин Ильковский отметил в беседе с РБК daily проблемы со сбором подписей. В отсутствие нотариусов в маленьких населенных пунктах их должны заверять их главы, зачастую недостаточно компетентные.
Заместитель координатора Забайкальского отделения ЛДПР Юрий Волков рассказал, что кандидатам предоставлялся просто список имен и фамилий районных депутатов, а их контакты в маленьких населенных пунктах приходилось искать самим. В один из районов Забайкалья можно добраться только на самолете, и ни один кандидат не задействовал депутатов из него для прохождения через фильтр.
Сбор подписей иногда пересекается с правом на защиту личной жизни: чтобы разыскать депутатов, многие из которых были в отпусках, приходилось выяснять их домашние адреса, мобильные телефоны, порой и место отдыха. Этим занимался, например, хакасский кандидат от «Справедливой России» Николай Дудко.
В 2012 году через фильтр прошли претенденты на посты глав Амурской, Рязанской, Брянской, Белгородской и Новгородской областей. В 2013-м тест проходят будущие лидеры Москвы (кандидаты сдались 11 июля), Московской, Владимирской, Магаданской областей, Хакасии, Хабаровского и Забайкальского краев, а также Чукотского АО.
В Подмосковье кандидат должен собрать 351 подпись муниципалов, в Хакасии — 126, на Чукотке — 44, в Магаданской области — 48, в Хабаровском крае — 191, во Владимирской области — 136, в Забайкалье — 346. В зависимости от региональных правил нужно собрать от 5 до 10% подписей муниципалов области.
ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ
Формально муниципальные депутаты вообще не являются частью системы государственной власти, не получают зарплату за свою работу. На практике же подавляющее большинство их связано с правящей партией. Политтехнолог Петр Милосердов организует «Форум муниципальных депутатов» — оппозиционную площадку, в орбите которой около четверти районных избранников Москвы. Он рассказывает, что перспектив для создания объединения независимых муниципальных депутатов за пределами столицы практически нет: в районную власть пока не идут гражданские активисты.
Петр Милосердов намерен попробовать организовать и муниципальных депутатов Московской области, но понимает, что в основном независимые от «Единой России» подмосковные депутаты — мелкие бизнесмены, которыми чиновники тоже могут легко манипулировать.
По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, чтобы властям не допустить неугодного кандидата к выборам, достаточно просто не создать в регионе площадку, где кандидат мог бы установить контакты с муниципальными депутатами (в Москве и области для этого использовались официальные органы, координирующие работу районных избранников).
Геннадий Гудков, баллотирующийся от «Яблока» в Московской области, говорит, что подмосковные власти не предоставили выдвинувшей его партии вообще никаких данных, даже фамилий региональных муниципалов. Он также утверждает, что распределение подписей областных муниципалов жестко контролировалось властями.
Информация о депутатах, которые уже отдали свой голос какому-либо кандидату, должна быть в открытом доступе, требует владимирский кандидат в губернаторы от «Гражданской платформы» Александр Филиппов: «А так получается, что мы не знаем, с кем ведем переговоры. Можно полагаться только на порядочность депутата».
«Фильтр — это прямое нарушение Конституции. В ст. 32, пп. 1 и 2, основного закона страны черным по белому записано: граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными. Сейчас такая возможность есть не у всех: число претендентов на пост главы субъекта Федерации напрямую зависит от муниципальных депутатов этого региона», — возмущается лидер «Альянса зеленых» Глеб Фетисов, которому не удалось собрать подписи муниципалов для регистрации кандидатом ни в губернаторы Московской области, ни в столичные мэры. Но отменить фильтр через Конституционный суд оппозиционерам в 2012 году не удалось.
Соратница г-на Фетисова — муниципальный депутат из Ашукина Пушкинского района Галина Лузан рассказывает, что после ее с коллегами поддержки «Альянса зеленых» началось давление со стороны администрации. По ее словам, от чиновницы из администрации, которая также является секретарем совета, пришла эсэмэска с просьбой прислать копию паспорта, «чтобы проверить подписи». «Я посоветовалась с юристом партии, он сказал ничего не отправлять, поскольку все уже проверил нотариус, а сами подписи — в штабе у Фетисова. Я предполагаю, что хотели что-то нахимичить, — говорит г-жа Лузан. — Потом был случай, когда мне звонили и просили поставить подпись за Гудкова, убеждали, что депутату можно подписываться более одного раза, что подпись будут засчитывать за того кандидата, который наберет больше голосов».
Впрочем, проходить фильтр удается самым разным партиям, если они давно работают в регионе либо привлекают известных местных политиков. В подмосковной «Родине» РБК daily рассказали, что соберут подписи за своего кандидата Алексея Звягина, так как его знают в области по длительной работе в региональном парламенте.
Лидер владимирской «Справедливой России» Антон Беляков рассказывает, что его партия легко преодолела бы фильтр, у нее много муниципалов. Но центральное руководство СР приняло решение не бороться за пост главы области, и владимирские справедливороссы раздают подписи своих депутатов другим оппозиционным кандидатам. Заместитель председателя «Патриотов России» Надежда Корнеева отмечает, что ее партии проходить муниципальный фильтр сложно, но удается: при отсутствии федеральной работы «Патриоты России» активны во многих регионах, имеют фракции в парламентах субъектов Федерации. «Как государственник», г-жа Корнеева одобряет существование фильтра.
По мнению политтехнолога Андрея Богданова, проблема в том, что многие партии появились лишь недавно. Со временем они обзаведутся собственными муниципалами и смогут, например, заключать межрегиональные соглашения об обмене подписями.
ЩЕДРОСТЬ ЕДИНОРОССОВ
Врио мэра Москвы Сергей Собянин не зря подарил своему главному конкуренту подписи для прохождения фильтра. Иначе сентябрьские выборы многие москвичи восприняли бы как посмешище. Из рассказов региональных политиков РБК daily можно сделать вывод, что существует и федеральная установка на «повышение интриги» губернаторских выборов.
«Я думаю, выборы будут конкурентными, настоящими. А муниципальный фильтр показал, что к людям надо выходить задолго до начала избирательной кампании, заниматься скучным делом, которое называется «партийное строительство», — прокомментировал начальник управления внутренней политики Подмосковья Андрей Ильницкий. Врио главы Подмосковья Андрей Воробьев призвал муниципалов региона подписываться за разных кандидатов, отдельно отметив своего самого резкого оппонента Геннадия Гудкова.
Сам г-н Гудков говорит, что ему лично удалось собрать порядка 70 подписей. Помощь г-на Воробьева он воспринимает как вынужденную меру со стороны властей.
Магаданский коммунист Сергей Иваницкий считает, что никакого давления со стороны «Единой России» не было. «Наоборот, все понимали, что нужно помочь, поддержать, чтобы преодолели фильтр, чтобы выборы состоялись», — добавил политик.
Хакасский кандидат от КПРФ Игорь Чунчель также с давлением со стороны властей не сталкивался. «Нам вообще звонили из правительства и спрашивали, не нужна ли помощь в сборе подписей, чем, конечно, удивили. Но мы не воспользовались. Мне помогает наша партия», — подчеркнул г-н Чунчель.
Хакасский политтехнолог Александр Бортников, близкий к «Единой России», говорит, что региональные власти направляли в муниципалитеты указание не препятствовать оппозиционным кандидатам в сборе подписей, потому что это будет плохо воспринято в Москве. Врио главы Забайкалья Константин Ильковский отметил в разговоре с РБК daily, что некоторые муниципалы, которых просили подписаться за него, то есть главу региона, отказывались это делать.
КАНДИДАТСКИЕ СКАНДАЛЫ
Неугодных кандидатов все же снимают. Первым отфильтрованным стал бывший зампред краевого правительства, выдвиженец от «Гражданской платформы» и один из главных соперников врио главы Забайкалья Алексей Кошелев. В сданных им подписях обнаружили брак: 13 подписей были поставлены людьми, не являвшимися депутатами, а 26 пересеклись с подписями, переданными кандидатом от ЛДПР, бывшим депутатом Госдумы Василиной Кулиевой. Г-н Кошелев назвал ее спойлером, обвинил в проставлении более ранних дат и подал в суд, но там решение поддержали.
В беседе с РБК daily г-н Кошелев не высказался за отмену системы фильтра. «Муниципальный фильтр пройти несложно, реально. В целом это рабочий механизм, но при условии, что его не используют для снятия кандидатов», — считает он.
О том, что «муниципальный фильтр действует избирательно», то есть против него, заявлял кандидат от КПРФ на Чукотке Владимир Кретов. Сегодня он должен сдать подписи. А кандидат от РПР-ПАРНАС на пост главы Хакасии Олег Иванов даже объявил голодовку в знак протеста против препятствий, чинимых ему при сборе подписей.
ПОЛЕ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ
В нынешнем году критики фильтра будет не меньше, чем в прошлом. Не исключено, что процедуру могут скорректировать. Привилегий для себя попытаются добиться думские партии, перманентно выдвигающие инициативы, усложняющие работу не представленных в нижней палате партий.
«Парламентские партии должны выставлять кандидатов без фильтра, а те партии, у кого еще нет представительства в Госдуме, должны доказать, что сильны в политике. Нужно построить многоуровневую систему, которая бы отражала реальное положение дел. Фильтр какой-то должен быть. Чтобы 100 партий не выдвигали 100 человек. Это неадекватная ситуация», — считает подмосковный кандидат в губернаторы от «Справедливой России» Александр Романович.
Власти могут попробовать законодательно ограничить региональные власти в возможностях манипуляций муниципалитетами — это закрепит неформальные установки нынешнего года о том, что не нужно «кошмарить» оппонентов. Еще после губернаторских выборов 2012 года эксперты Института социально-экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского предлагали запретить собирать кандидатам более 200% подписей депутатов, необходимых для прохождения через фильтр, и более 50% депутатов из одного муниципалитета. Впрочем, они предлагали менять систему лишь после того, как губернаторские выборы пройдут более чем в половине регионов России.