Какие слова употребляют кандидаты в мэры Москвы: частотный анализ
Вчера кандидат в мэры Москвы от КПРФ Иван Мельников последним представил свою предвыборную программу. РБК daily провела частотный анализ слов, встречающихся в программах шести прошедших муниципальный фильтр кандидатов, чтобы посмотреть, какие темы важны для каждого из них, а какие, наоборот, обойдены их вниманием.
Самая большая программа у Сергея Собянина — примерно 5,5 тыс. слов. За звание самых немногословных борются программы Алексея Навального и Михаила Дегтярева — в обеих примерно по 3,2 тыс. слов.
Самое популярное слово в программе Собянина, если не считать «Москву» и «город» (при подсчете учитывались все однокоренные слова), — это слово «год» (употребляется 62 раза). Собянин либо отчитывается о проделанной работе (за прошедшие 2,5 года сделано то-то и то-то), либо ставит сроки выполнения своих обещаний (к такому-то году планируется сделать то-то и то-то). Настолько же активно «год» использует Дегтярев — у него это тоже третье по частоте использования слово. Меньше, чем у других кандидатов, слово «год» используется в программе Навального (всего семь раз). Другие популярные слова собянинской программы, редко встречающиеся в документах конкурентов, — дороги (21), парки (20) и благоустройство (17).
У Митрохина самое часто употребляемое слово программы, отличающее ее от других, — «я». «Я начну», «я добьюсь», «я буду», «я заставлю». Зато в программе Навального «я» не встречается ни разу — вся она написана либо от третьего лица (Навальный сделает то-то) или от первого, но во множественном числе. Собянин говорит о себе «я» 16 раз, Левичев — девять, Мельников — три, Дегтярев — два.
Программа Навального наиболее насыщена по наличию уникальных слов, которые почти не используют его оппоненты. Это «муниципальный» (21 употребление, относительно часто употребляется только у Дегтярева — восемь раз), «компании», «публикация» (по 17), «управление» (17, настолько же часто у Митрохина) и «прозрачность» (16).
Дегтярев и Мельников чаще других используют слово «социальный» — у Дегтярева это седьмое, а у Мельникова шестое по частоте употребления слово (по 17 раз). В то же время в программах Навального и Митрохина оно используется почти вдвое реже.
Слово «экология», за отсутствие которого в программе Навального подвергла критике защитница Химкинского леса Евгения Чирикова, стоявшая с ним бок о бок на многих митингах оппозиции, чаще всего встречается в программе Левичева (девять раз), Митрохина (восемь) и Мельникова (семь). К игнорированию «экологии» примкнули Собянин и Дегтярев (по одному разу).
«Наука» вообще не встречается в программах Собянина и Навального и почти обойдена вниманием в программах Левичева и Мельникова — два и три упоминания соответственно. А вот у Митрохина это один из главных терминов — встречается 21 раз. В то же время слово «образование» — одно из самых популярных в программе Собянина (17), а вот кандидат Левичев его почти не использует (один раз). Примерно так же обстоят дела со «школами» (у Митрохина 16, у Навального 15, у Собянина 10, а у Левичева вообще нет) и «детьми» (здесь лидер Собянин — 30, у Митрохина 15, а вот у Левичева всего три).
Как ни странно, «коррупция» не стала значимым термином даже для программы Навального — в его программе это слово не входит в топ-40 самых популярных слов и встречается всего восемь раз. У остальных кандидатов эта тема тоже непопулярна. Также можно было бы предположить, что слово «миграция» чаще всего появится в программе Навального, однако это не так: у него это 20-е по популярности слово (14 раз), в то время как в программе Левичева «миграция» седьмая (19). Реже всего о миграции задумывается Дегтярев — три упоминания.
Не менее удивительно и то, что слово «велосипед» и его производные встречаются чаще всего в программе Дегтярева — причем не в положительном, а отрицательном смысле: он считает, что программа развития велосипедной инфраструктуры (кроме парков) должна быть свернута, поскольку вдыхание горожанами загазованного воздуха только вредит их здоровью.