15 процентов Рабиновича
В России нашелся инвестбанкир, готовый отсудить деньги вкладчиков кипрских Laiki и Bank of Cyprus со всего мира у международной «тройки» кредиторов. В случае успеха глава Diamond Age Capital Advisors Слава Рабинович рассчитывает получить 15% от суммы выигрыша. Эксперты говорят, что затея пока «только вселяет надежду».
Идея зарабатывать на жертвах финансовых неурядиц, при этом пытаясь вернуть им хотя бы часть потерь, Славе Рабиновичу пришла еще в 2011 году, когда обанкротился американский MF Global. Сравнительно небольшой по объему активов брокер был очень популярен среди российских финансистов, клиенты фонда Рабиновича Diamond Age тоже пострадали. Г-н Рабинович решил выступить посредником между компаниями, которые покупают плохие долги и торгуют ими на вторичном рынке, и всеми российскими кредиторами MF Global. Сначала долги продавались за 40% от номинала, но постепенно цена возросла более чем до 80% от номинала.
«Когда упал Кипр, мне сразу же позвонили старые знакомые — покупатели проблемных обязательств. Ведь они знали, что на Кипре зависло много российских денег», — рассказывает инвестбанкир. Причем, по словам г-на Рабиновича, это были не российские покупатели: звонили иностранные институциональные инвесторы. Получается, что спрос на Cyprus paper родился раньше, чем предложение: продавцов начал искать уже Слава Рабинович.
В середине апреля этого года от него ушло первое письмо клиентам. Г-н Рабинович написал, что на замороженные депозиты появился спрос. Отклик был, но проблема заключалась в том, что кипрские деньги продавались с огромным дисконтом — до 90%, поэтому сделок было совсем немного.
У г-на Рабиновича с подачи его давнего друга, старшего партнера российских офисов международной юридической компании Salans Глена Коллини, появилась другая идея — попробовать отсудить деньги кипрских вкладчиков. При этом Слава Рабинович не собирался судиться с кипрскими банками. «Зачем? Там денег нет, а мы пойдем туда, где они есть», — говорит инвестбанкир. Слава Рабинович собирается призвать к ответу «тройку» кредиторов — Европейский центробанк, Еврокомиссию и Международный валютный фонд. Перспектива вернуть деньги, по логике г-на Рабиновича, повысила бы привлекательность плохих долгов на вторичном рынке и хедж-фонды и инвестиционные банки охотнее бы снизили дисконт.
Новая рассылка от Славы Рабиновича всем пострадавшим (вся переписка есть у РБК daily) имела больше успеха. Инвестбанкир предлагал создать пул обманутых вкладчиков и вместе обращаться в суд. Плюсов от таких совместных действий два: во-первых, чем больше истцов будет, тем больший вес они будут иметь в суде; во-вторых, расходы на юридические процессы пропорционально разделятся на всех вкладчиков, что снизит индивидуальные затраты каждого. «Обращения в международные инстанции — это дорогое удовольствие. Поэтому мелкие вкладчики в одиночку не пойдут на это», — уверен г-н Рабинович.
Сначала вкладчиков, готовых подать коллективный иск, собралось немало, объем депозитов, которые они хотели отсудить через г-на Рабиновича, достиг 1 млрд евро. Но Верховный суд Кипра, без подачи иска в который нельзя обратиться в международные инстанции, отклонил жалобу инвесторов. Суд постановил, что такие обращения подпадают под частное, а не публичное право, значит, должны быть рассмотрены как гражданские иски в окружных судах. «На этом у многих опустились руки: ведь процессы в гражданских судах могут длиться до пяти лет», — рассказывает Слава Рабинович.
Однако он не теряет надежды — снова собирает пул обманутых вкладчиков и намерен доказать в Европейском суде по правам человека, что решение Верховного суда неправомерно, а также обжаловать действия «тройки» кредиторов в Европейском суде Люксембурга. Правда, он ожидает, что потенциальных вкладчиков в его пуле будет меньше, чем в прошлый раз, он рассчитывает на сумму замороженных денег хотя бы в 100 млн евро.
Свой интерес г-н Рабинович и его друг г-н Коллини оценили в 15% от суммы, которую смогут отсудить, плюс издержки и административные расходы. Сам г-н Рабинович сравнивает пул, который он пытается организовать, с хедж-фондом, однако никаких комиссионных за управление он взимать не собирается, сомневаясь, что клиенты на них согласятся.
Вторичный рынок Cyprus paper вряд ли сможет принести пострадавшим инвесторам существенные деньги, признается Слава Рабинович. Сейчас за вклады в Bank of Cyprus фонды готовы заплатить 40% от остатка, за вклады из Laiki — не больше 5%. «Думаю, цена сама повышаться не будет, как это было с MF Global. Она будет только падать. Зато стимулировать рост может надежда на успешное судебное разбирательство», — считает г-н Рабинович.
Оценка расходов на судебные действия завершилась только что. В ближайшие дни Слава Рабинович начнет очередную рассылку пострадавшим инвесторам по всему миру.
Юристы еще в мае говорили, что вернуть потерянные деньги через суд маловероятно. «Перспективы нулевые. Даже представить сложно, что Совет Европы и Европейский суд по правам человека поставят под сомнение законность мер, реализованных Центробанком Кипра. Ни одна европейская инстанция не примет решение, которое навредит всем членам ЕС», — полагает партнер юридической компании Paragon Advice Group Александр Захаров. дает людям надежду, но в результате они могут понести еще дополнительные убытки.