Александр Миндадзе стал причиной киноскандала
Эксперимент по публичной защите кинопроектов, претендующих на господдержку, завершился скандалом. Вопреки мнению экспертной комиссии Министерство культуры не одобрило финансирование фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». С репортажем из Минкульта — корреспондент РБК daily АНДРЕЙ ПОНОМАРЕВ.
В этом году на производство фильмов Минкульт распределит 2,2 млрд руб. Слухи о том, что господдержку получают по знакомству, ходят в киноиндустрии давно. Вероятно, для того чтобы на корню пресечь такие разговоры, в начале июля министр культуры Владимир Мединский и предложил в качестве эксперимента внедрить практику очной презентации заявок, которые уже прошли предварительный отбор.
В западной практике подобная презентация кинопроектов называется питчингом (от англ. pitch — выставлять на продажу). Но, как оказалось, не все наши мэтры понимают, какой должна быть такая презентация. «Хочу снимать Шукшина!» — фраза, ставшая лейтмотивом выступления Сергея Никоненко, защищавшего проект «Охота жить», не произвела впечатления на комиссию (при бюджете 54 млн руб. Сергей Никоненко просил 34,5 млн). Павел Чухрай (проект «Сыновья» с бюджетом 63 млн руб., запрос к Минкульту — 43 млн), выйдя на сцену, и вовсе не знал, как себя вести и что говорить. Ни г-н Никоненко, ни г-н Чухрай, которые не подкрепили свои выступления слайдами или роликами, денег не получили.
Но ролики тоже не панацея. Самый эффектный ролик продемонстрировал Игорь Подольчак, задумавший в своем проекте «Домино» интерпретировать роман Андрея Белого «Петербург». При бюджете 90 млн руб. он просил 30 млн, но остался ни с чем.
Первое оживление в зале вызвала Валерия Гай Германика, чей проект «Ночник» (бюджет — 45 млн руб., запрос к Минкульту — 25 млн) основан на сказке Андерсена «Оле-Лукойе». Но г-жа Гай Германика сразу заявила, что у нее «социофобия», а потому ей плохо и она «очень стесняется». Пока Гай Германика настраивалась с бутылкой воды прямо на сцене, за нее отдувались продюсеры. В конце концов она все же представила свой фильм, невнятно протараторив по бумажке свое видение проекта. Несмотря на сумбур, госфинансирование проекта поддержали.
В отличие от г-жи Гай Германики Юрий Кара, представлявший фильм о Сергее Королеве («Конструктор», бюджет 65 млн, запрос к Минкульту 35 млн руб.) провел исчерпывающую презентацию, после которой у членов комиссии не появилось ни одного вопроса. Да и денег он не получил.
Логично было бы предположить, что министерство будет обходить вниманием те картины, на которые просят слишком много, как произошло с проектом «Послезавтра умирает вчера», где при бюджете 126 млн руб. у Минкульта столько же и попросили. Однако, как сказала Сабина Еремеева, представлявшая на питчинге проект Кирилла Серебренникова «Чайковский» и одновременно являющаяся членом экспертной комиссии, «лучше поддержать дорогой, но многообещающий проект, чем сомнительный, но дешевый». При бюджете в 240 млн руб. г-жа Еремеева попросила у министерства 60 млн руб. — и этот запрос (один из наиболее крупных) был одобрен.
Всего из 30 проектов, презентованных 26 июля, господдержку получили 12. «Чем лучше, в том числе и финансово, готовы авторы к запуску картины на момент питчинга, тем больше у них шансов на положительный результат», — сообщил РБК daily член жюри, генеральный продюсер компании «Метроном Фильм» Арсен Готлиб.
Но сложно было назвать проект, который был бы лучше подготовлен к запуску, чем проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». При бюджете 134 млн руб. в Германии, на Украине и в России уже найдены инвесторы на 78 млн руб., фильмом заинтересовались прокатные сети «Каро Фильм» и «Кино без границ», да и презентацию г-н Миндадзе провел на высоком уровне. Не слишком эмоционально, но убедительно он рассказал историю немецкого инженера Ханса, оказавшегося в Москве осенью 1940 года. Ханс находит друга и влюбляется в девушку, затем на некоторое время уезжает в Германию. В СССР он возвращается уже в составе фашисткой армии.
Г-н Миндадзе подчеркнул, что этот фильм про то, что «близких людей война делает врагами, смахивает их любовь, как крошки со стола», продемонстрировал эскизы предстоящих сцен, поведал о том, что уже выбраны объекты, проведена большая работа с архивом. И попросил профинансировать 42% бюджета, то есть проекту для запуска не хватает 56 млн руб. Но несмотря на то что почти все члены жюри проголосовали за, проект остался за бортом. В бурных обсуждениях по итогам эксперимента многие участники комиссии и наблюдатели высказывали мнение, что решение по Миндадзе — идеологическое.